Новленское княжество
Спасо-Каменный монастырь
Образ жизни новлян
Язычество
Старообрядчество
Тракт Вологда-Кириллов
Купец Гладин
Баня из кирпича
Архивные документы и статьи
   

Язычество

Культ камней:

«За нашим огородом (повествование ведется от лица В. Дементьева, автора книги-источника) лежит огромный гранитный камень-валун, выше человеческого роста, внешне напоминающий по своим габаритам тушу слона или его предка мамонта. Такие гигантские камни должны заноситься в перечень областных памятников природы, как знаменитый валун «Лось» на реке Сухоне, на котором, говорят, обедал Петр Великий. Не знаю, записан ли в этой «красной» охранной книге наш, лежащий под угором в кустах на приозерных пожнях.

Как-то я спросил у соседки, добрейшей Ии Сергеевны: что это за камень? «Марьиным зовут, - ответила Ия Сергеевна, - а почему так, никто не знает».
И я бы не узнал, если бы не прочитал у академика Б.А.Рыбакова, что все названия с именем Марья являются языческой топонимикой и относятся к тематической группе, связанной с женским божеством, чаще всего уже в христианизированной форме - с Богородицей Марией.
Марьин камень, судя по тому, что на вершине его находится вместительная ложбина и идущий от нее на южную сторону стесанный спуск, был когда-то не простым, а священным камнем. Петербургский ученый А.А.Панченко отмечает, что выемки в камнях делали для складывания денег, или для того, чтобы собиралась дождевая вода, которой лечили глазные болезни. Можно представить, как наши предки собирались у Марьиного камня (тогда он носил, конечно, другое название), лежавшего у самого уреза воды, и вместе с волхвом молили богов о даровании им здоровья и удачи.

Священные камни отражали почитание культа Волоса или Велеса, самого значимого божества из языческого пантеона на Севере. Рукотворная или естественная выемка на гигантском валуне могла считаться «следом» ноги или руки языческого бога, отчего подобные явления природы называют еще «камнями-следовиками».
Культовые камни давно привлекают внимание исследователей и краеведов. Языческих истуканов-скульптур на Русском Севере находят крайне мало, хватает и тех, которых природа создала своей игрой, а люди - воображением.
Чаще встречаются на Вологодчине камни-следовики. Один такой, недавно объявился рядом со святым источником Божьей Матери Одигитрии в Елегонке. недалеко от Коробово. «Мы были свидетелями, как на камне посидели с минуту две женщины, и поднялись с чувством исполненного долга: «Ну, вот и «зарядились».

«В книге академика РАН Н.А.Макарова «Русский Север: таинственное средневековье» рассказывается о найденном в 1893 г. на дне реки Шексны каменном идоле, хранящемся сейчас в новгородском музее. Он представляет собой фигуру мужчины с вытянутым лицом, на котором обозначены глаза, нос, рот и подбородок. Голова завершается полукруглой шапкой, придающей всей скульптуре четко выраженную фаллическую форму. Высота идола около 70 сантиметров. Как он попал в Шексну? Просто был сброшен в воду, как поступили в Киеве, спуская в Днепр деревянного Перуна, или, как в Новгороде, бросая Перуна в Волхов.
На Каменном острове (где находится Спасо-Каменный монастырь) мог находиться такой «священный» камень, почитаемый окрестными жителями-язычниками. Предполагаю, что это был каменный идол, а может, просто валун. Имя остров получил по сакральному символу - камню. Так и назвали - остров Камень. Отсюда в дальнейшем Спас-Камень. А кaмeнным он стал тогда, когда первое название забылось, не сохранилось даже предание о каменном идоле.
При строительстве христианских храмов языческие камни иногда не разбивались, не сбрасывались в воду, а закладывались под паперть или рядом с ней, чтобы христиане, приходя в церковь, попирали ногами поверженных богов. Не было ли такого камня на острове? Я не стал бы гадать, если бы не прочитал в газете «Труд» следующую истopию: «С баней Плигина, поставленной на острове, связана почти мистическая история. Рядом валялся большой черный камень. И как ни гроза - всегда молния ударяла в этот камень. А однажды «срикошетило» в баню – загорелась. Еле потушили. После чего камень скатили в воду – от греха подальше…» Вот вам и очередная загадка острова. Не языческого ли божка Плигины скинули в озеро?»

Можно при желании найти на карте Кубеноозерья и другие дохристианские топонимы, а в окрестностях озера камни-следовики. Язычество пустило глубокие корни в здешних краях и существовало не одно столетие.
Раскопки в деревне Минино экспедиции академика Н.А.Макарова доказали, что первые христиане появились в Кубеноозерье буквально через несколько десятилетий после крещения Руси. Этот археологический факт опровергает устойчивую легенду о многовековой борьбе пришлых христиан с местным языческим населением. Следов такой борьбы ни в каком виде не обнаружено.
Как и повсюду в Киевской и затем удельной Руси, в Кубеноозерье долгое время существовали языческие суеверия и предрассудки, но насильно крестить местных обитателей не было никакой необходимости. В христианство добровольно и постепенно обращались потомки ильменских словен и кривичей, живших по берегам озера, молившихся Волосу-Велесу, приносивших жертвы своим богам на Марьином камне (по всей вероятности, все-таки богине плодородия Макоши, некоторые сакральные «функции» которой позднее перешли Богородице Марии), зажигавших ритуальные костры».

Культ воды:

«Наши предки поклонялись не только антропоморфным божествам или священным животным, типа медведя (культ его был распространен среди угро-финнов), но и озерам и рекам. Еще Н.М.Карамзин цитировал Житие Муромского благоверного князя Константина Святославовича, в котором описывалось, как славянские язычники «требы кладуще», то есть приносили жертвы воде. Что это за требы такие, сегодня неясно, но, живя у большого озера, в устьях таких же больших рек нельзя было не обожествлять силы природы, повелителей водной стихии, от которых зависело в немалой степени и пропитание, и вообще вся судьба поселенцев.

Наш сосед по деревне Виктор Алексеевич, будучи правоверным христианином, однажды заметив, что я сплюнул в воду озера, строго сказал: «Больше этого не делай!». Спроси его, откуда родился этот запрет, он и сам не ответит, хотя и без слов понятно, что родом он с языческого детства Кубеноозерья.

Согласно Н.А Криничной, автору исследования «На синем камне. Мифологические рассказы и поверья о духе - «хозяине» воды»: «Вода (прежде всего река) - устойчивый символ дороги, жизни, судьбы в поэзии, и не только народной. В условиях необжитого края, при сохранении первозданных, девственных лесов, она в буквальном смысле служила дорогой, едва ли не единственной... По реке, озеру доставлялся и лес для возведения храма, избы, различных хозяйственных построек». Практические, хозяйственные функции в жизни русского человека всегда сочетались с обрядовыми, духовными. «Первопоселенцы совершали обряд выбора места для основания деревни или для строительства культового сооружения. Они пускали по воде икону (либо ее языческий эквивалент). Там, куда прибивало волной этот атрибут, и основывали селение или же строили храм».
Явление чудотворных икон на берегах рек случалось и в Кубеноозерье. Это христианские обычаи, хотя и связаны своей родословной с языческим культом. «Чистое» язычество начинается с почитания духа воды - водяного. На Севере он у славян и финских племен представал в облике рыбы щуки. Челюсть первой пойманной весной щуки являлась оберегом дома и вывешивалась над входом, отгоняя злых духов. Интересно, что в нашем Коробово рыбью челюсть над одним из домов, вернее, над входом в него, заменило выпиленное и раскрашенное изображение щуки, ставшее своеобразным украшением карниза.

Вообще-то, водяной - это получеловек-полурыба. Вместо рук и ног у него нечто похожее на гусиные лапы-ласты. Оброс с головы до ног. Живет в озерных ямах и речных омутах. Тина, зелень на поверхности воды считалась кожей убитого водяного. Такой водоросли немало в заливе нашей реки Ельмы, который зовется Тюпа. Плывешь рано утром по Тюпе на лодке на рыбалку и кругом видишь не только тину, но и какие-то странные прозрачные пузыри, застывшие на поверхности воды. Уж не водяной ли так дышит?!
Древний человек был обязан приносить ему жертвоприношения. «Приблизительно в то время, - пишет Н.А.Криничная, - когда после зимней спячки просыпается водяной, голодный и сердитый, крестьяне покупают миром лошадь, не торгуясь в цене; в течение трех дней ее откармливают хлебом и конопляными жмыхами; вечером накануне обряда мажут ее голову медом с солью, в гриву вплетают красные ленты, спутывают ей ноги веревкой, к шее привязывают два жернова; в полночь опускают лошадь в прорубь (если лед еще стоит) или топят посреди озера (реки), если она очистилась ото льда. После того, как водяной получит приношение, старший из рыбаков чествует его жертвенным возлиянием (льет в реку масло), приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби и жалуй нашу семью». Это, так сказать, полная запись обряда. Обычно начало рыболовного сезона отмечали жертвоприношением домашнего животного рангом пониже - гуся.

С принятием христианства вся эта языческая «дикость» отошла в прошлое. Покровителями хорошей рыбалки стали считаться апостолы Петр и Павел. Существовала даже молитва рыбака такого содержания: «Пойду я, раб Божий (называется имя), к тихому озеру, к быстрой реке и закину я, раб Божий (имя), першу, мережу, удочку и невод. Наполни, Господи, мои снасти - першу, мережу, удочку и невод всякою рыбою». Сети и другие орудия лова окропляли святой водой, а не продергивали сквозь них голову первой пойманной щуки и не обкуривали снасть богородской травкой.
Существовал своеобразный кодекс поведения рыбака, где прихотливо переплелись разнообразные верования, обряды и суеверия. Вот он:

  • выходить на рыбалку нужно очень рано, чтобы ни с кем не встречаться;
  • если кошка перебежит дорогу, то улова не будет; если кошка бежит рядом или увидишь по дороге свинью, то жди удачи;
  • когда рыба срывается с крючка, не ругайся;
  • не хвастайся уловом; 
    при возвращении рыбак не должен говорить правды о размере до­бычи встречному человеку, а если все-таки об уло­ве зайдет речь, то нужно на вопросы: «Рыбно ли?» или «Кипит ли?» отвечать также иносказательно:        «Варится»;
  • ни в коем случае нельзя показывать улов; 
    в пасть первой пойманной рыбы нужно трижды дунуть;
  • нельзя ругать и хулить свое озеро; 
    нужно приговаривать: «У нас водушка хороша» о реке или: «У нас водушко хорошее» об озере.

Наши многоопытные рыбаки многие из этих обычаев соблюдают, не находя в них ничего «языческого». Просто они передавались до нашего дня по длинной цепочке поколений.»

Другие разделы
Пресса о Новленском   Будущее села

В 2006 году исполняется 45 лет со дня основания Вологодской писательской организации.

Вологжане отметили памятную дату весьма своеобразно и вместе с тем символично для самого творческого направления вологодской литературной школы. Торжества прошли в одном из крупных сел области, в Новленском на берегу реки Большая Ельма, вместе с читателями, большинство которых ведет свою родословную из потомственных крестьян. Здесь не говорилось высоких слов о литературе и народе, здесь была сама литература и был сам народ.

К тому же село Новленское Вологодского района является одним из литературных гнезд Вологодской области.

 

В конце 2006 г. в с. Новленское был проведен семинар-тренинг под руководством профессора из Московского социологического центра С. Е. Гречишникова. В итоге работы в фокус-группах депутатов, активистов, специалистов бюджетных организаций, местных предпринимателей была выработана концепция развития села Новленское.
В начале работы участники семинара, разделившись по группам «Власть», «Жители», «Бизнес», определили, что каждая группа хочет от другой и что готова дать сама. Итог: все готовы участвовать и взаимодействовать, чтобы организовать благополучную жизнь в своем поселении.
Следующий шаг – анализ ситуации. В итоге выводы по группам оказались сходными и свелись к следующему:

Жизнь в селе   "Вологодский проект "

С. Новленское глазами местного жителя:
«Начну я, пожалуй, с центра нашего села. Через него проходит трасса «Вологда – Медвежегорск». Каждый день, особенно в выходные, по ней проезжает много туристов, отдыхающих, дачников… Много продуктов они закупают в наших магазинах. 

Жаль только, что сувениров нет, чтобы их можно было купить, подарить или оставить на память о наших краях.
На центральной улице расположены Дом культуры, сельская библиотека, администрация сельского поселения, на площадке между ними стоит памятник землякам, павшим во время Великой отечественной войны…»

«…Школа в селе средняя образовательная, в ней учатся 176 учеников (в 2006-2007 г.). Рядом со школой расположен детский сад.
Наше село находится на берегу Кубенского озера. Поэтому летом сюда часто приезжают из города желающие отдохнуть, многие дачники построили свои дома на берегу реки Большая Ельма, которая была судоходной, по ней сплавляли лес… Она и сейчас имеет для нас очень большое значение…»

 
"..Работали молодежные команды от души - сидели ночами, обсуждали, спорили, и никто не сдрейфил, не отказался от участия в конкурсе. Когда проекты были в основном готовы, консультанты-кураторы дали новое задание - вынести работы на суд жителей села. И вот студенты начали писать и разносить объявления, сели на телефоны. К семи часам вечера в школу начали подтягиваться новляне, уже заинтригованные "сарафанной почтой": ходят, мол, по селу какие-то студенты - москвичи, собираются учить деревню, как надо жить. Но когда группы на схемах и словах стали объяснять свои идеи, местные жители начали задавать вопросы, высказывать свои суждения. Первым делом, конечно, спрашивали, где разработчики проектов возьмут деньги, сомневались в том, что новленская молодежь, имеющая низкие доходы, будет активно пользоваться услугами интернет-клуба, предупреждали, что при плохой погоде может не состояться палаточный лагерь...
Когда были представлены все проекты, жителей села Новленское попросили проголосовать. И вот что получилось.
За интернет-кафе проголосовал один человек, за "Новленский экстрим" - 4, за "Аллею любви" - 7, за "Гладин дворЪ" - 9. ..."
   
 
 

Информация по теме:

Культ камней и воды

Село глазами местного жителя

 

Навигация по разделу

История Кубеноозерья
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания
Архивные фотографии
История
Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань
Белозерский канал
Дом с мезонином
История княжества
Родословная князей
Баня из кирпича
Секрет технологии
Облик села
«Новленцы жили припеваючи»
Крестный ход
«В Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»
Старообрядчество на Руси
Поездки вологодского епархиального миссионера
О центре старообрядчества - Михайловская церковь
Из истории Спасо-Каменного монастыря
  Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря:
 
Происхождение монастыря
Легенда о появлении Каменного острова
Миф о явлении Спасителя на Каменном
Миф об иноцах-пустынножителях
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
О «банных» отмелях
Трагическая история о влюбленном монахе
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
  Наиболее значимые личности в истории монастыря:
 
Глеб Василькович
Дионисий Цареградский
Василий Темный
Сын Ивана III Василий Иоаннович
Петр Первый
Алексей Александрович, сын имп. Александра II
О тракте
Культ камней
Культ воды

Актуальные темы форума:

сайт о Новленском

Статьи по теме:
____________________________
История купца Гладина
Григорий Васильевич Гладин

Он родился в селе Новленское в 1799 году, а умер в 1865-м. Человек необычной судьбы, Григорий Васильевич Гладин прошел путь от крепостного крестьянина до крупного подрядчика. Среди его дел — строительство Белозерского и Северо-Двинского каналов, устройство Варшавской железной дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга; Волго-Донской железной дороги, постройка шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень; строительство в Петербурге Литейного и Сампсониевского мостов через Неву.
...Ему, вологодскому крестьянину, как человеку деловому и сметливому (но не умевшему читать) был выдан подряд на 4,6 млн рублей с обязательством закончить канал за 5 лет. Это какими же бешеными деньжищами ворочал неграмотный мужик! читать статью

____________________________
Дом с мезонином
Дом, построенный Гладиным

Этот дом, действительно, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Об истории его мы узнали от коренных жителей села В. В. Шагина и М. Н. Егоровой. Очень интересным оказался рассказ о старом доме.

В. В. Шагин услышал эту историю от своего деда. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. Первой жительницей этого дома была Елизавета Александровна Кустова. Дом держала в чистоте, много работала в саду. Считалась зажиточной, никому не отказывала в помощи, пускала на ночлег. читать статью
____________________________
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания

В начале 20 века встал вопрос об учреждении земской почты и о соединении почтовым трактом Вологды с Кирилловым.
Журнал Вологодского уездного Земского Собрания 1904 года по этому поводу напечатал следующее: «Относительно же второго сообщения о соединении г. Кириллова почтовым трактом Управа имеет честь доложить Собранию, что такое соединение весьма желательно в виду постоянных торговых сношений с Кирилловым, тем более, что на большей половине этого тракта уже производится перевозка почт, - причём по открытии тракта легко было бы открыть в деревне Нефёдове почтовое отделение на таких же основаниях, как и в Терпелке, и тогда уезд имел бы 7 пунктов для приёма и выдачи корреспонденции - именно: на Кирилловском тракте в Кубенском, Новленском, Нефёдове, на Петербургском тракте в Терпелке, Нестерове и Леонове и на ст. Сухоне, чем бы в достаточной степени служились потребностям уезда». читать статью

Загадки Новленского и его окрестностей

Как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И это действительно так! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: по каким причинам и куда он бесследно мог исчезнуть, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?

Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей, проходящих мимо них, одурманивающе - люди сбиваются с пути и теряются. Пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно необъяснимое чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны в том лесу, да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому опытные люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.

еще:

 
 

2007 www.novlenskoe.ru | Контакты: ikrapchatova@yandex.ru | Данный сайт разрабатывается в рамках проекта "Вологда-Курс на Инновации", проводимый правительством Вологодской области совместно с журналом "Эксперт"