Новленское княжество
Спасо-Каменный монастырь
Образ жизни новлян
Язычество
Старообрядчество
Тракт Вологда-Кириллов
Купец Гладин
Баня из кирпича
Архивные документы и статьи
   

О наиболее значимых личностях в истории Спасо-Каменного монастыря

Глеб Василькович
Первой ключевой фигурой Спаса-Каменного был князь Глеб Василькович, внук князя Константина Всеволодовича и правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо. Который «открыл» Спас-Каменный и возвел на нем церковь и монастырь (см. в части «Начало Спасо-Каменного монастыря).
Прошел почти век после кончины удельного князя Глеба Васильковича. Немало пронеслось событий на земле Русской. Свершилась и победоносная Куликовская битва, в которой пали смертью храбрых князья белозерские, славные потомки князя Глеба Васильковича. Монастырь, тем временем, жил своей духовной жизнью и продолжал развиваться. Он относился к ростовской епархии, крупнейшей и знатнейшей на Руси, и принадлежал ярославским князьям, которые помогали его обустраивать.

Дионисий Цареградский
В конце XIV в. московскому князю необходим был активный, деятельный человек средних лет, который бы еще ярче возжег на Севере духовный свет нового центра русского православия и культуры. В этих планах Спасо-Каменной обители предназначалась материнская роль помощи и воспитания новых монашеских «деток», целой колонии монастырей в окрестных землях. Отец Иоанн Верюжский по этому поводу писал: «Много лет Дионисий управлял обителью... Он благолепно украсил церкви святыми иконами, обогатил книгами и прочей цepковной утварью, устроил все необходимое для общежития и ввел в монастыре строгий устав Святой горы... От его руки, в числе других, приняли пострижение, под его отеческим руководством начали подвизаться и много лет служили украшением братии преподобные Дионисий Глушицкий, Пахомий Святолуцкий, Александр Куштский и Евфимий Сямженский, пока не достигли зрелости дyховного возраста и сами не сделались основателями новых обителей. Около этого же времени подвизались в монастыре почивающие в нем угодники Божии преподобный Петр Каменский и Василий Каменский, Христа ради юродивый».
Почву для возвышения обители подготовил святитель Григорий Премудрый, а его верным учеником и собеседником был Дионисий Грек (Дионисий Цареградский), который являлся настоятелем в Спасо-Каменном монастыре примерно с 1395 по 1418 гг. В этот же год, 18 октября, он возглавил ростовскую епархию.

Василий Темный
Во время заточения Василия Темного в Угличе, посетил его противник Дмитрий Шемяка, пришедший к нему с высшими иерархами православной церкви, чтобы дать покаяться и выпустить его на свободу, предоставив в вотчину Вологду со всеми прилегающими землями. Василий Темньй прилюдно признался в том, что он виноват, что он смалодушничав в плену и пообещав огромный выкуп, за свое освобождение «заложил Русь татарам».
Примирение многолетних противников в Угличе закончилось крестоцеловальной клятвой и последовавшим великим пиром, после чего Василии Темныи был отпущен на свои удел в дальнюю Вологду. Тогда-то и родилось в душе Василия Темного решение удалиться на покои в какой-нибудь окрестный с Вологдой монастырь, принять там добровольное пострижение. После ослепления никто и никогда на Руси не возвращался к активной политической деятельности, государственная служебная карьера считалась законченной. Тем более не было смысла за нее бороться после всех признании и покаянии, после прилюдной, при церковной верхушке, клятвы с крестоцелованием.
Василий Темный решил удалиться в Спасо-Каменный монастырь от бренного мира сего, искупая только перед Богом свои гpeхи. Готовясь к пострижению, он со слезами умиления из пустых глазниц, дарил монастырю и братии дорогие для него реликвии, святые иконы (среди них богатая панагия, нагрудный знак).

Подготовка к пострижению в монахи свергнутого великого Князя шла полным Ходом, когда в Спасо-Каменный монастырь неожиданно прибыл игумен Макарий Желтоводский (Унженский). Макарий уговорил князя, что при поддержке верных людей вновь появился шанс занять великокняжеский трон в Москве. Нужно было только проявить волю к победе, объединить под свои знамена врагов Шемяки и, главное, заручиться поддержкой могущественного тверского князя с дружиной, для этого сосватав малолетнего Ивана за его дочь.
Утром о своем решении было объявлено игумену Спасо-Каменного монастыря Евфимию, который все понял и поддержал князя. Договорились, что Макарий отбудет, когда днем уляжется на озере волна, в Кирилло-Белозерский монастырь, чтобы предупредить и подготовить местного игумена Трифона к подобающей встрече Василия Темного с семейством. Целью поездки теперь объявлялась безусловная поддержка знатного гостя в борьбе за великокняжеский престол, а, значит, и снятие с него целовальной клятвы на кресте. Только в монашеской обители чудотворца Кирилла, имевшей давние связи с Москвой, могло произойти такое неординарное для церкви событие, ломающее все прежние традиции, ибо никто был не в праве отменять данную раз и навсегда клятву на святом кресте, да еще перед всеми архипастырями земли русской.
То, что произошло в тот вечер и в ту ночь на Каменном острове, Василий Васильевич Темный посчитал знаком с небес, которым впервые был отмечен его властный путь и судьба. Все в дальнейшем случилось так, как и задумали. Игумен Трифон поступил смело и решительно, принял ответственность на себя, сняв с великого князя целовальную клятву, к которой его насильно принудил Шемяка.
Благословение Макария и напутствие Трифона, сказанные от лица православной церкви, вдохнули в великого князя прилив жизненных сил, который уже не покидал «берегов» его души до конца жизни.
Какое-то время находился великий князь в Кирилловой обители, и к нему начали собираться обиженные Шемякой князья, бояре и боярские дети со своими ратниками. И дни великого княжения князя Дмитрия Юрьевича Шемяки оказались сочтены...

Сын Ивана III Василий Иоаннович
Годы княжения сына Ивана III Василия Иоанновича имеют временные рамки с 1505 по 1533 г. Зимой1528 г. он вместе со второй своей супругой великой княгиней Еленой Глинской предпринял богомольную поездку по северным монастырям, испрашивая Господа о даровании ему наследника после четырех лет неплодия княгини. Выехали санным поездом в декабре, когда на реках, единственных на Руси зимних дорогах, еще не намело сугробы снега, и колея была раскатанной. Василий III в ту поездку посетил Спасо-Прилуцкий, Спасо-Каменный, Глушицкий, Корнилиев- Комельский, Павло-Обнорский и Кирилло- Белозерский монастыри, везде молясь о чадородии у мощей чудотворцев, основателей обителей, давая братии щедрые милостыни.
Спасо-Каменному монастырю на строительство теплой с трапезной каменный церкви Василий Иоаннович дал немалую по тем временам сумму в 60 рублей. Такой тип церквей получил широкое распространение на Руси.
Строительство по неизвестным нам причинам началось с большим запозданием в 1543 г. церковь Успения Божьей Матери заложил ростовец Пахомий Горяинов. Спустя два года деньги, пожертвованные Василием Ш, закончились. В Москву полетела челобитная о помощи. Ответ нового царя Ивана Васильевича Грозного не заставил себя долго ждать. 15 апреля 1545 г. им была подписана царская грамота - не взимать с монастырских крестьян в продолжение трех лет никаких податей в связи с постройкой каменной монастырской церкви с трапезной. Таким образом, вместе с финансовыми средствами Василия III в постройку Успенской церкви были вложены и деньги местных крестьян, чьи подати шли на покрытие расходов по возведению храма. Достраивал церковь уже другой зодчий и строитель ростовец Григорий Борисов, «трапезный мастер». В 1548-1549 гг. церковь была освящена.

Петр Первый
О поездке молодого царя, будущего великого реформатора в 1692 г. на Кубенское озеро сохранилось мало сведений. Сам Петр Алексеевич в своем предисловии к «Морскому регламенту» об этой поездке обмолвился скупо: «Несколько лет исполнял я свою охоту на озере Переяславском, наконец, оно стало для меня тесно; ездил я на Кубенское озеро: оно было слишком мелко».
Молодой Петр искал подходящий большой водоем «ради игры корабельной», которой он был увлечен всерьез с того времени, как в 1688 г. в амбаре села Измайлово обнаружил старый английский бот, перевезенный по его настоянию на ближнее Переяславское (Плещеево) озеро, и нареченный потомками царя «дедушкой русского флота». Потешная игра постепенно выливалась в государственную по своему масштабу задачу.


Небольшое Плещеево озеро вскоре перестало удовлетворять юного царя, негде было развернуться на просторе его потешной флотилии. Тогда Петру кто-то подсказал о существовании еще дальше на севере, за Волгой, многоводного Кубенского озера. Привыкший с младых лет всего добиваться сам, пробовать всё, как говорится, на свой вкус и на зуб, двадцатилетний флотоводец, не медля, отправился изучать новую озерную диспозицию на предмет переброса сюда своих судов-ботиков, строительства новых и прохождения курса военных наук для будущих морских баталий.
Писатель Константин Коничев в своем историческом повествовании «Петр Первый на Севере»:
«По мелководью у села Кубенское почти версту на лошадях добирались до просмоленных лодок, покачивающихся на привязи. В три пары весел ударили кубеноозерские рыбаки и понеслись карбасы к Каменному острову. Петр сидел на корме и время от времени запускал в воду веревку с гирей, измеряя глубину. Мелководью, казалось, конца и края не будет. Гиря с размаху ударяла то в плотный песок на дне, то стучала по камням. На лице молодого царя сквозило явное неудовольствие. Петру наскучило запускать гирю, и он стал разглядывать окрестности. Не диво ли, сколь плотно были заселены озерные  берега!.. Деревня за деревне набегали на западном берегу одна другую, и так до невидимого горизонта. Удивляло царя и обилие шатровых церквей, возвышающихся, подобно елям, на безлесном берегу.
- Живете, знать, не бедно? - спросил Петр ближайшего рыбака.
- По-разному, государь, - ответствовал степенно кубеноозер. - Старики сказывали, что когда безцарствие на нашей земле случилось, то многие из них лиха натерпелись. В нашем Заозерье за селом Уточином разбойники разорили множество деревень - Боблово и Кулеберово сожгли, мужиков порубили, а Нестерово, Ивачино, Давыдово, Карманиху, Дор, Малое Беркаево, всех и не упомнишь, вконец разорили и по миру пустили.
- А что же терпели вы, или сил дать отпор супостатам лишились? - царь вновь нахмурился.
- Куда нам с топорами и вилами противу их пищалей и ружей!.. Да и тати они хитрые. Нападали из-за угла, били в спину. Только вот в монастыре-то островном и спасались. Воистину Спас он для нас!
Рыбак перекрестился на приближающиеся купола церквей, и вскоре днища карбасов заскрежетали о гальку.
Петр последним спрыгнул на берег, подивился про себя малости острова и древности церквей, которая была видна даже во внешнем их облике. Архимандрит, как выяснилось, уехал в соседний Александров Куштский монастырь, поэтому перед Святыми вратами Петра встретил то ли дьякон, то ли еще какой-то служка и семенящей походкой заспешил за широким шагом царя-государя, показывая ему местные святыни.
Петр зашел только в Преображенский собор, в котором стояла какая-то мрачноватая сырость, перекрестился у раки преподобного Иоасафа и молча вышагнул на солнечный свет.
У стен обители на берегу какие-то мужики жгли костер и в котле варили артельную уху, сытный дух которой доносился до царя и его спутников.
- Не гоже трапезничать у стен святой обители, - строго сказал им Петр.
- Монастырь-то, отец государь, для нас родной, и сами мы монастырские. Ловим для насельников понемногу, что Бог даст. Не хочешь ли снами подкрепиться? Такой рыбы ты, государь, поди, и не едал. По-нашему, она зовется нельмушкой.
Петр с привеликим удовольствием отпробовал горячей ухи, и во время разговора вызнал, что не первый российский царь он в этих краях, мужикам от их дедов известны рассказы о приезде в Заозерье Иоанна Васильевича Грозного. Три дня и три ночи гостил он в Лахмокурье, пережидал непогоду на озере, да так и не пустила его крутая волна к монастырю. Сейчас на том месте, откуда Грозный глядел на устье Кубены, часовня стоит.
- Бурным, значит, бывает ваша озерная лужа? - Петр снова вернулся к своим раздумьям.
- Налетит ветер, так в полчаса «беляки» заиграют. А не то и буря начнется, тут уж моли о спасении Бога, да торопись на Спас-Камень. Мелкое оно у нас, озеро-то, сажени две и то не будет, только по середине завал начинается, глубина падает. Место наше открытое, леса по берегам вырубили, вот ветер и свободно гуляет, нагоняет быструю волну.
- Решено! - загадочно сказал Петр, стукнув себя по колену, поднимаясь, и, отблагодарив рыбаков за угощение, направился к ждавшим его карбасам, приказав плыть обратно в село Кубенское.
- Двум русским царям будет тесно в этом Лахмокурье, - весело крикнул он. - Да и озеро ради игры корабельной мелко.
Спустя 30 лет Петр Великий вновь появился в снежном феврале в наших краях, проезжал по дороге в Кириллов монастырь мимо Кубенского озера, направляясь на курорт в карельских марциальных водах. Сколько лет прошло, считай вся его бурная жизнь, а ту ушку рыбацкую запомнил: горяча была, сытна. И он, император великой державы, могучий морской государь всего мира, вглядываясь в темный силуэт Спасо-Каменного монастыря посреди белой безмолвной пустыни, улыбнулся в седые усы: «И ухи отпробовал, и флот построил. Так-то!»

Алексей Александрович, сын императора Александра II
В июне 1870 г. монастырь по дороге в Архангельск посетил великий князь Алексей Александрович (1850-1908) , сын императора Александра II и брат следующего царя Александра Ш. Пробыл он с адмиралом К.Н.Посьетом на острове около часа. «Осмотрел, прослужил молебен, приложился к раке преподобного Иоасафа, пожертвовал 100 рублей и отбыл», - кратко сообщает Александр Круглов. Великий князь, позднее отвечавший за боеготовность русского флота, считается, и не без оснований, одним из виновников поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг., после которой он подал в отставку.

Источник: «Земля русского преображения. Рассказ об одном из исторических и духовных центров России – вологодском Кубенозерье», Вадим Дементьев.

Другие разделы
Пресса о Новленском   Будущее села

В 2006 году исполняется 45 лет со дня основания Вологодской писательской организации.

Вологжане отметили памятную дату весьма своеобразно и вместе с тем символично для самого творческого направления вологодской литературной школы. Торжества прошли в одном из крупных сел области, в Новленском на берегу реки Большая Ельма, вместе с читателями, большинство которых ведет свою родословную из потомственных крестьян. Здесь не говорилось высоких слов о литературе и народе, здесь была сама литература и был сам народ.

К тому же село Новленское Вологодского района является одним из литературных гнезд Вологодской области.

 

В конце 2006 г. в с. Новленское был проведен семинар-тренинг под руководством профессора из Московского социологического центра С. Е. Гречишникова. В итоге работы в фокус-группах депутатов, активистов, специалистов бюджетных организаций, местных предпринимателей была выработана концепция развития села Новленское.
В начале работы участники семинара, разделившись по группам «Власть», «Жители», «Бизнес», определили, что каждая группа хочет от другой и что готова дать сама. Итог: все готовы участвовать и взаимодействовать, чтобы организовать благополучную жизнь в своем поселении.
Следующий шаг – анализ ситуации. В итоге выводы по группам оказались сходными и свелись к следующему:

Жизнь в селе   "Вологодский проект "

С. Новленское глазами местного жителя:
«Начну я, пожалуй, с центра нашего села. Через него проходит трасса «Вологда – Медвежегорск». Каждый день, особенно в выходные, по ней проезжает много туристов, отдыхающих, дачников… Много продуктов они закупают в наших магазинах. 

Жаль только, что сувениров нет, чтобы их можно было купить, подарить или оставить на память о наших краях.
На центральной улице расположены Дом культуры, сельская библиотека, администрация сельского поселения, на площадке между ними стоит памятник землякам, павшим во время Великой отечественной войны…»

«…Школа в селе средняя образовательная, в ней учатся 176 учеников (в 2006-2007 г.). Рядом со школой расположен детский сад.
Наше село находится на берегу Кубенского озера. Поэтому летом сюда часто приезжают из города желающие отдохнуть, многие дачники построили свои дома на берегу реки Большая Ельма, которая была судоходной, по ней сплавляли лес… Она и сейчас имеет для нас очень большое значение…»

 
"..Работали молодежные команды от души - сидели ночами, обсуждали, спорили, и никто не сдрейфил, не отказался от участия в конкурсе. Когда проекты были в основном готовы, консультанты-кураторы дали новое задание - вынести работы на суд жителей села. И вот студенты начали писать и разносить объявления, сели на телефоны. К семи часам вечера в школу начали подтягиваться новляне, уже заинтригованные "сарафанной почтой": ходят, мол, по селу какие-то студенты - москвичи, собираются учить деревню, как надо жить. Но когда группы на схемах и словах стали объяснять свои идеи, местные жители начали задавать вопросы, высказывать свои суждения. Первым делом, конечно, спрашивали, где разработчики проектов возьмут деньги, сомневались в том, что новленская молодежь, имеющая низкие доходы, будет активно пользоваться услугами интернет-клуба, предупреждали, что при плохой погоде может не состояться палаточный лагерь...
Когда были представлены все проекты, жителей села Новленское попросили проголосовать. И вот что получилось.
За интернет-кафе проголосовал один человек, за "Новленский экстрим" - 4, за "Аллею любви" - 7, за "Гладин дворЪ" - 9. ..."
   
 
 

Информация по теме:

Спасо-Каменный монастырь

Из истории Спасо-Каменного монастыря

Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
Наиболее значимые личности в истории монастыря
 

Навигация по разделу

История Кубеноозерья
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания
Архивные фотографии
История
Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань
Белозерский канал
Дом с мезонином
История княжества
Родословная князей
Баня из кирпича
Секрет технологии
Облик села
«Новленцы жили припеваючи»
Крестный ход
«В Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»
Старообрядчество на Руси
Поездки вологодского епархиального миссионера
О центре старообрядчества - Михайловская церковь
Из истории Спасо-Каменного монастыря
  Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря:
 
Происхождение монастыря
Легенда о появлении Каменного острова
Миф о явлении Спасителя на Каменном
Миф об иноцах-пустынножителях
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
О «банных» отмелях
Трагическая история о влюбленном монахе
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
  Наиболее значимые личности в истории монастыря:
 
Глеб Василькович
Дионисий Цареградский
Василий Темный
Сын Ивана III Василий Иоаннович
Петр Первый
Алексей Александрович, сын имп. Александра II
О тракте
Культ камней
Культ воды

Актуальные темы форума:

сайт о Новленском

Статьи по теме:
____________________________
История купца Гладина
Григорий Васильевич Гладин

Он родился в селе Новленское в 1799 году, а умер в 1865-м. Человек необычной судьбы, Григорий Васильевич Гладин прошел путь от крепостного крестьянина до крупного подрядчика. Среди его дел — строительство Белозерского и Северо-Двинского каналов, устройство Варшавской железной дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга; Волго-Донской железной дороги, постройка шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень; строительство в Петербурге Литейного и Сампсониевского мостов через Неву.
...Ему, вологодскому крестьянину, как человеку деловому и сметливому (но не умевшему читать) был выдан подряд на 4,6 млн рублей с обязательством закончить канал за 5 лет. Это какими же бешеными деньжищами ворочал неграмотный мужик! читать статью

____________________________
Дом с мезонином
Дом, построенный Гладиным

Этот дом, действительно, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Об истории его мы узнали от коренных жителей села В. В. Шагина и М. Н. Егоровой. Очень интересным оказался рассказ о старом доме.

В. В. Шагин услышал эту историю от своего деда. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. Первой жительницей этого дома была Елизавета Александровна Кустова. Дом держала в чистоте, много работала в саду. Считалась зажиточной, никому не отказывала в помощи, пускала на ночлег. читать статью
____________________________
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания

В начале 20 века встал вопрос об учреждении земской почты и о соединении почтовым трактом Вологды с Кирилловым.
Журнал Вологодского уездного Земского Собрания 1904 года по этому поводу напечатал следующее: «Относительно же второго сообщения о соединении г. Кириллова почтовым трактом Управа имеет честь доложить Собранию, что такое соединение весьма желательно в виду постоянных торговых сношений с Кирилловым, тем более, что на большей половине этого тракта уже производится перевозка почт, - причём по открытии тракта легко было бы открыть в деревне Нефёдове почтовое отделение на таких же основаниях, как и в Терпелке, и тогда уезд имел бы 7 пунктов для приёма и выдачи корреспонденции - именно: на Кирилловском тракте в Кубенском, Новленском, Нефёдове, на Петербургском тракте в Терпелке, Нестерове и Леонове и на ст. Сухоне, чем бы в достаточной степени служились потребностям уезда». читать статью

Загадки Новленского и его окрестностей

Как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И это действительно так! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: по каким причинам и куда он бесследно мог исчезнуть, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?

Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей, проходящих мимо них, одурманивающе - люди сбиваются с пути и теряются. Пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно необъяснимое чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны в том лесу, да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому опытные люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.

еще:

 
 

2007 www.novlenskoe.ru | Контакты: ikrapchatova@yandex.ru | Данный сайт разрабатывается в рамках проекта "Вологда-Курс на Инновации", проводимый правительством Вологодской области совместно с журналом "Эксперт"