Новленское княжество
Спасо-Каменный монастырь
Образ жизни новлян
Язычество
Старообрядчество
Тракт Вологда-Кириллов
Купец Гладин
Баня из кирпича
Архивные документы и статьи
   

Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря

Начало Спасо-Каменного монастыря
Летом 1341 г. при великом князе Иване Даниловиче князь Глеб Василькович, внук князя Константина Всеволодовича и правнук великого князя Всеволода Большое Гнездо, отправился в свою вотчину к г. Устюгу. Князю было необходимо пересечь Кубенское озеро. 10 дней князь ждал хорошей погоды у мыса Антония. Наконец, многодневная буря утихла. Князь, Глеб, обманувшись хорошей погодой, рискнул пуститься в плавание по озеру, и попал в еще больший шторм с грозой. Буря застигнув князя «на Карачевской пучине», потопила корабль, в котором находился князь Глеб. В тяжелых доспехах князь пошел на дно, но, не переставая молиться Богу, он вдруг ощутил под ногами камни и радостно воскликнул: «Спас камень!» И пообещал Глеб поставить церковь в честь того святого, в чей день произошло чудесное спасение и устроить монастырь там, где найдет он свое спасение..
С Божьей помощью принесло князя Глеба 6 августа к острову Каменному. На острове же этом жили иноцы пустынножители, состарившиеся за время пребывания на острове «в подвигах духовных». Было их 23. Но не было у них церкви, ибо не было возможностей возвести ее. Кроме того, по берегам Кубенского озера еще много жило «неверных» людей, которые до тех пор не приняли крещения и иноцы остерегались, что, построив, они церковь, «неверные» разорят все. Но была на острове том часовня, в которой иноцы, подобно как в молитвенном храме, собирались для прочтения молит во имя Бога.
Князь Глеб поразился «Божию устроению сия острова» и велел поставить на нем деревянную церковь во имя «Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, честного его Преображения». Украсил он церковь иконами и книгами, и монастырь устроил, как Господу обещал, «вручив старейшинство монастыря того старцу богобоязниву именем Феодору». «И оттоле прозвался Каменный монастырь».

Существует другая точка зрения, касаемо того, кто населял остров до посещения его князем Глебом.
Согласно ей, не два десятка монахов, пребывали на острове и жили между камней, а язычники со своими жрецами молились здесь у «священного» камня, над которым был сделан деревянный навес или какое-то другое сооружение. Новгородский воевода, посланный за данью в «полуночные страны», спасаясь от шторма, наткнулся на них совершенно случайно. Пока озеро не стихло, он беседовал на острове с язычниками, пробовал обратить их в истинную православную веру, спорил с волхвами. На обратном пути, возвращаясь из Заволочья, воевода вновь высадился на знакомый остров, на шел его безлюдным, водрузил на нем крест, предварительно разрушив языческую кумирню. (Все эти события могли развернуться в начале ХI в. Раскопки археологической экспедиции Н.А.Макарова у деревни Минино на берегу Кубенскогоозера подтверждают, что первые христиане появились здесь как раз в эти десятилетия.)
Почитание креста на острове, над которым была возведена православная часовня, а позднее и церковь, продолжалось два с половиной века. Здесь молились те, кто плыл в дальние странствия, кто спасался от бурь на острове. Монастырь складывался как бы сам по себе. Он являлся главным православным миссионерским центром в округе, где еще были живы языческие традиции и верования.

Миф об «иноцах-пустынножителях на Спасе-Каменном»:
"Миф о том, как был поражен князь «открыв» остров и встретив на нем иноцев, которые «в подвигах духовных» чудесным образом выживали на этом отрезанном от всего мира с суровейшими природными условиями острове. Секрет их выживания до сих пор остается загадкой. "

Миф о «явлении Спасителя на Спасе-Каменном»:
"Здесь Иоасафу Каменскому случилось явление Спасителя. Сам Иисус Христос предрек вечную славу подвигам местных подвижников. (В древнерусской житийной литературе описание такого видения редкостно.)"

Легенда о «появлении Каменного острова»
"Ходят легенды о том, что изначально этот остров был представлен лишь небольшим скоплением крупных камней-валунов… Когда же путешественники все же наткнулись на «это подобие островка», то сразу же оценили гипотетическую пользу от того, если бы «это был действительно остров», на котором могли бы находить пристанище все корабли, настигнутые резкой переменой настроения погоды. Поэтому в последствии, было решено сделать насыпь на озере из камней и песка. А, учитывая то, что раньше озеро Кубенское было намного глубже, чем сейчас, то было решено доставлять песок к «каменному островку» на кораблях, пока не перестанет проглядываться вода сквозь камни и эту насыпь. Также предполагается, что и «песчаная дуга» творение рук человека."

О ледоходе и принесенном камне-гиганте
Из поколения в поколение в Кубеноозерье рассказывают историю о том, как в 1836 г. мощные льдины занесли на крышу келий во время ледохода огромный камень в 500 пудов. Можно верить в это или нет, поражаясь проделкам дикой природы, но оказывается, как свидeтeльcтвует Александр Круглов (писатель, посетивший в 1897 г. Спасо-Каменный монастырь), когда-то за сараями, вблизи храма, был врыт в землю этот каменный великан, на поверхности которого читалась надпись о его чудесном здесь появлении. Сохранилась фотография этого каменного «путешественника». Сегодня он погребен под взорванным Спасо-Преображенским храмом и при дальнейшей расчистке территории может быть найден.

О «банных» отмелях
Не раз и не два, в разного рода документах о монастыре, я встречал упоминания о бане за оградой монастыря.. Иметь баню на территории обители строжайше было запрещено монастырскими уставами. Сложилась даже легенда, что отмели, которые ведут к северо-восточному берегу, обнажающиеся в засушливые года, назывались «банными». По ним, мол, ходили монахи на «помывку», а сами бани стояли на соседнем берегу.
Игумен Павел рассказывал Круглову по этому поводу несколько иначе: « Тут есть песчаная коса. Она идет от нашего острова к Банному, поросшему ракитником... он тянется до берега в виде луга с осокою... Как пересыхает, в мелководье можно по нему до берега дойти».
Может, в какие-то времена и стояли на ряжах бани на острове Банном (не зря он так назван). Н.А.Плигина, ссылаясь на строгий монастырский устав со времен игумена Дионисия Грека, считает, что они находились на самих отмелях, которые являются рукотворными, созданными самими монахами. В том, что они насыпаны, я и сам неожиданно убедился, когда на отмели метрах в десяти-пятнадцати от берега случайно подобрал кусок спекшегося стекла. Точно такой же я видел в музее поселка Устье, как экспонат с территории дореволюционного стекольного завода, стоявшего в устье реки Кубены. Значит, монахи привозили оттуда грунт и подсыпали отмель, которую каждый год размывало.
Очень бывают поражены те, кто впервые сюда попадают, и когда, подплывая к острову, видят евангельскую картину: некто идет по воде, яко по суху, как Иисус Христос. Вода озера светлая, чистая, можно так брести по чуть притопленной песчаной косе не один десяток метров...

Трагическая история о влюбленном монахе
С этой отмелью связана и романтическая история, которую любят рассказывать окрестные жители. Будто бы один из монахов влюбился в девушку, живущую в одной из деревень на берегу. Приходить на свидания к ней он мог только в темное время суток, когда никто в монастыре не видел его отсутствия. Для того, чтобы монах не сбился с дороги, то есть с «банной» отмели, девушка выставляла на берегу фонарь, на который, как на маяк, и шел в темноте монах. Его деревенский соперник выследил парочку и решил монаху отомстить, переставив в одну из ночей фонарь на другое место. Монах пошел по привычке на огонь фонаря, оступился, упал в воду и утонул. Такая вот история, одна из легенд Кубенского края.

Другие разделы
Пресса о Новленском   Будущее села

В 2006 году исполняется 45 лет со дня основания Вологодской писательской организации.

Вологжане отметили памятную дату весьма своеобразно и вместе с тем символично для самого творческого направления вологодской литературной школы. Торжества прошли в одном из крупных сел области, в Новленском на берегу реки Большая Ельма, вместе с читателями, большинство которых ведет свою родословную из потомственных крестьян. Здесь не говорилось высоких слов о литературе и народе, здесь была сама литература и был сам народ.

К тому же село Новленское Вологодского района является одним из литературных гнезд Вологодской области.

 

В конце 2006 г. в с. Новленское был проведен семинар-тренинг под руководством профессора из Московского социологического центра С. Е. Гречишникова. В итоге работы в фокус-группах депутатов, активистов, специалистов бюджетных организаций, местных предпринимателей была выработана концепция развития села Новленское.
В начале работы участники семинара, разделившись по группам «Власть», «Жители», «Бизнес», определили, что каждая группа хочет от другой и что готова дать сама. Итог: все готовы участвовать и взаимодействовать, чтобы организовать благополучную жизнь в своем поселении.
Следующий шаг – анализ ситуации. В итоге выводы по группам оказались сходными и свелись к следующему:

Жизнь в селе   "Вологодский проект "

С. Новленское глазами местного жителя:
«Начну я, пожалуй, с центра нашего села. Через него проходит трасса «Вологда – Медвежегорск». Каждый день, особенно в выходные, по ней проезжает много туристов, отдыхающих, дачников… Много продуктов они закупают в наших магазинах. 

Жаль только, что сувениров нет, чтобы их можно было купить, подарить или оставить на память о наших краях.
На центральной улице расположены Дом культуры, сельская библиотека, администрация сельского поселения, на площадке между ними стоит памятник землякам, павшим во время Великой отечественной войны…»

«…Школа в селе средняя образовательная, в ней учатся 176 учеников (в 2006-2007 г.). Рядом со школой расположен детский сад.
Наше село находится на берегу Кубенского озера. Поэтому летом сюда часто приезжают из города желающие отдохнуть, многие дачники построили свои дома на берегу реки Большая Ельма, которая была судоходной, по ней сплавляли лес… Она и сейчас имеет для нас очень большое значение…»

 
"..Работали молодежные команды от души - сидели ночами, обсуждали, спорили, и никто не сдрейфил, не отказался от участия в конкурсе. Когда проекты были в основном готовы, консультанты-кураторы дали новое задание - вынести работы на суд жителей села. И вот студенты начали писать и разносить объявления, сели на телефоны. К семи часам вечера в школу начали подтягиваться новляне, уже заинтригованные "сарафанной почтой": ходят, мол, по селу какие-то студенты - москвичи, собираются учить деревню, как надо жить. Но когда группы на схемах и словах стали объяснять свои идеи, местные жители начали задавать вопросы, высказывать свои суждения. Первым делом, конечно, спрашивали, где разработчики проектов возьмут деньги, сомневались в том, что новленская молодежь, имеющая низкие доходы, будет активно пользоваться услугами интернет-клуба, предупреждали, что при плохой погоде может не состояться палаточный лагерь...
Когда были представлены все проекты, жителей села Новленское попросили проголосовать. И вот что получилось.
За интернет-кафе проголосовал один человек, за "Новленский экстрим" - 4, за "Аллею любви" - 7, за "Гладин дворЪ" - 9. ..."
   
 
 

Информация по теме:

Спасо-Каменный монастырь

Из истории Спасо-Каменного монастыря

Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
Наиболее значимые личности в истории монастыря
 

Навигация по разделу

История Кубеноозерья
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания
Архивные фотографии
История
Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань
Белозерский канал
Дом с мезонином
История княжества
Родословная князей
Баня из кирпича
Секрет технологии
Облик села
«Новленцы жили припеваючи»
Крестный ход
«В Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»
Старообрядчество на Руси
Поездки вологодского епархиального миссионера
О центре старообрядчества - Михайловская церковь
Из истории Спасо-Каменного монастыря
  Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря:
 
Происхождение монастыря
Легенда о появлении Каменного острова
Миф о явлении Спасителя на Каменном
Миф об иноцах-пустынножителях
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
О «банных» отмелях
Трагическая история о влюбленном монахе
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
  Наиболее значимые личности в истории монастыря:
 
Глеб Василькович
Дионисий Цареградский
Василий Темный
Сын Ивана III Василий Иоаннович
Петр Первый
Алексей Александрович, сын имп. Александра II
О тракте
Культ камней
Культ воды

Актуальные темы форума:

сайт о Новленском

Статьи по теме:
____________________________
История купца Гладина
Григорий Васильевич Гладин

Он родился в селе Новленское в 1799 году, а умер в 1865-м. Человек необычной судьбы, Григорий Васильевич Гладин прошел путь от крепостного крестьянина до крупного подрядчика. Среди его дел — строительство Белозерского и Северо-Двинского каналов, устройство Варшавской железной дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга; Волго-Донской железной дороги, постройка шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень; строительство в Петербурге Литейного и Сампсониевского мостов через Неву.
...Ему, вологодскому крестьянину, как человеку деловому и сметливому (но не умевшему читать) был выдан подряд на 4,6 млн рублей с обязательством закончить канал за 5 лет. Это какими же бешеными деньжищами ворочал неграмотный мужик! читать статью

____________________________
Дом с мезонином
Дом, построенный Гладиным

Этот дом, действительно, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Об истории его мы узнали от коренных жителей села В. В. Шагина и М. Н. Егоровой. Очень интересным оказался рассказ о старом доме.

В. В. Шагин услышал эту историю от своего деда. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. Первой жительницей этого дома была Елизавета Александровна Кустова. Дом держала в чистоте, много работала в саду. Считалась зажиточной, никому не отказывала в помощи, пускала на ночлег. читать статью
____________________________
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания

В начале 20 века встал вопрос об учреждении земской почты и о соединении почтовым трактом Вологды с Кирилловым.
Журнал Вологодского уездного Земского Собрания 1904 года по этому поводу напечатал следующее: «Относительно же второго сообщения о соединении г. Кириллова почтовым трактом Управа имеет честь доложить Собранию, что такое соединение весьма желательно в виду постоянных торговых сношений с Кирилловым, тем более, что на большей половине этого тракта уже производится перевозка почт, - причём по открытии тракта легко было бы открыть в деревне Нефёдове почтовое отделение на таких же основаниях, как и в Терпелке, и тогда уезд имел бы 7 пунктов для приёма и выдачи корреспонденции - именно: на Кирилловском тракте в Кубенском, Новленском, Нефёдове, на Петербургском тракте в Терпелке, Нестерове и Леонове и на ст. Сухоне, чем бы в достаточной степени служились потребностям уезда». читать статью

Загадки Новленского и его окрестностей

Как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И это действительно так! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: по каким причинам и куда он бесследно мог исчезнуть, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?

Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей, проходящих мимо них, одурманивающе - люди сбиваются с пути и теряются. Пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно необъяснимое чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны в том лесу, да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому опытные люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.

еще:

 
 

2007 www.novlenskoe.ru | Контакты: ikrapchatova@yandex.ru | Данный сайт разрабатывается в рамках проекта "Вологда-Курс на Инновации", проводимый правительством Вологодской области совместно с журналом "Эксперт"