Новленское княжество
Спасо-Каменный монастырь
Образ жизни новлян
Язычество
Старообрядчество
Тракт Вологда-Кириллов
Купец Гладин
Баня из кирпича
Архивные документы и статьи
   

Из истории Спасо-Каменного монастыря

Спасо-Каменный монастырь - один из древнейших на Севере. В Вологодском крае эта обитель возникла одной из первых и послужила богатым, благодатным рассадником иночества. Из нее вышло много знаменитых подвижников: Иоасаф Каменский, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский и другие, положившие основание многочисленным обителям. Монахами монастыря было открыто более 10 монастырей и около 15 храмов в Кубеноозерье. 


Знаком высочайшего доверия московского правительства к обители было  
неоднократное использование изолированного от большой земли монастыря в качестве места заключения важных преступников. Именно здесь, в частности, пребывал в ссылке инок Исайя Каминчанин, выходец из Великого княжества Литовского, прибывший в Москву с миссией сложного характера, соединявшей мотивы укрепления культурно-религиозных связей с элементами политического шпионажа. В XVII веке здесь пребывал главный деятель раннего старообрядчества Иван Неронов. В 1730 году, после лишения архиерейского сана, в Спасо-Каменный монастырь был сослан бывший ростовский архиепископ и вице-президент Святейшего Синода Георгий (в схиме - Гедеон) Дашков. А после пятилетнего заточения он был перемещен в Сибирский Нерчинский Успенский монастырь, где и скончался в 1739 году. По одной из версий, виновником монастырского пожара 1774 года был один из содержавшихся тогда в монастыре ссыльных, переведенных после этого пожара в Кирилло-Белозерский монастырь.
Благодаря дошедшим до нас великокняжеским и царским грамотам мы можем узнать, каким образом монастырь накапливал свои земельные богатства и кто даровал монастырю те или иные вотчины. Активное дарение монастырю земель началось при Великом князе Василии Васильевиче Темном и продолжалось до царя Федора Алексеевича. В жалованной грамоте Василия Темного (около 1453 года) читаем: "Се язъ Князь Великий Василий Васильевич пожаловал игумена Герасима Спасского на Каменном с братею, или кто на нем иный игумен будет у Великого Спаса на Каменном: дал им в дом Великому Спасу на Каменное свои пустоши Пучские, со всем с тем, что к тем пустошем потягло из старины, по своем прадеде по Великом Князе Иване Ивановиче и по своем деде по Великом Князе Дмитрии Ивановиче, и по своем отце по Великом Князе Васильи Дмитриевиче, и по своей матери по великой Княгине, на поминок их души, и по всем по своему роду".
Около 1470 года ярославский князь Александр Федорович пожаловал Спасо-Каменному монастырю пустоши в Закубенской волости: "Се язъ князь Александр Феодорович пожаловал есмь игумена Феодосья Спасского на Каменном, и его братею старцев Каменских: дал им в дом Святому Спасу пустоши, Безопишино Якушинскую, Исакова, да Шажницыно, да Сыроешкино, да Данилково перебатина, да Маритыновское Нагова, с пошлыми землями, с лесы и пожнями; а пожаловал есмь их Александром Александровичем. А грамоту писал Ивашко Филатов сын". Существовали даже "меновные" грамоты, по которым князь или царь мог поменять какое-либо владение монастыря на другие. Вот что читаем в меновной грамоте (около 1481 года) Вологодского князя Андрея Васильевича о промене Спасо-Каменному монастырю деревни Пантелеевской на деревню Левонтиевскую: "Се язь князь Андрей Васильевич ... менял есмь с ними деревнями: променил есмь им свою тяглую деревню Пантелеевское на Корне, впрок, в дом Святого Спаса, со всем, что к той деревне из старины потягло, а выменил есмь у них их деревню монастырскую Левонтиевское на Корне же, со всем с тем, что к той деревне из старины потягло".
В 1569 году царь Иван Васильевич Грозный пожаловал монастырю в Сямской волости деревни Бережок и Подозерное: "И по писцовым книгам в тех деревнях, в деревне Подозерном, что на речке на Пучке: дв. Трошко Матвеев, дв. Нечайко Дементьев, дв. Шырокой, дв. Уской Матвеевы дети, дв. Иванко Полуянов, пашни 42 четверти в поле, а в дву по тому же, сена 40 копен да на речке на Пучке 15 копен, лесу нет; земля середняя три выти без получети, а 2 чети пашенные земли дано им за сено 40 копен. Деревня Бережок на речке на Пучке ж: дв. Володка Иванов, дв. Иванко Фомин сын Зуев, дв. Неклюдко Кондратьев, дв. Афонка Некрасов, дв. Ивано Марков, пашни 44 чети в поле, а в дву по тому же, сена 50 копен, лесу нет, земля середняя три выти, а две пашенные земли дано им за сено за 40 копен. А в тех своих государевых дворцовых деревень место у Спасского монастыря... взял государь на себя деревеньку Колычово у города у Вологды под городовою поскотиной с пашенною ж и со всеми угодьями". Последующие грамоты только подтверждают предыдущие жалования или сообщают о каких-либо льготах монастырю.
В 1670 году в вотчинах монастыря значилось: 7 сел, 4 сельца и 99 деревень, а в них 819 душ крестьян мужского пола. Во всех селах и сельцах располагались монастырские конюшенные и скотные дворы и запасные хлебные амбары. В тех дворах имелось: 169 лошадей, 259 голов крупного рогатого и 316 голов разного мелкого скота. В запасных амбарах было хлеба: ржи 552 четверти и овса 530 четвертей, кроме того, числилось "по кабалам" в долгу за крестьянами: ржи 883 - четверти, пшеницы - 50 четвертей и овса - 2601 четверть, На монастырских полях высевалось в год: ржи до 287 четвертей, овса до 632 четвертей, ячменя до 98 четвертей и пшеницы около 7 четвертей.
В Вологде Спасо-Каменному монастырю принадлежали два подворья, а в Тотьме - две соляные варницы. Кроме того, по царским грамотам монастырь пользовался правом беспошлинной покупки разных предметов на сумму 200 рублей, а также правом беспошлинного провоза, покупки и продажи 6000 пудов соли и некоторыми другими льготами. На 1678 год по количеству крестьян монастырь стоял на четвертом месте в Вологодском уезде (Корнилиево-Комельский монастырь - 731 душа крестьян, Павло-Обнорский монастырь - 717 душ, Спасо-Прилуцкий - 616 душ, Спасо-Каменный - 472 души крестьян).
По данным исповедных книг, в 1750 году в вотчине Спасо-Каменного монастыря значилось: 77 сел и деревень, 370 дворов, 1458 мужчин и 1320 женщин, а всего монастырю принадлежало 2778 человек.
Более половины деревень, принадлежащих Спасо-Каменному монастырю, продолжали существовать и в середине XX столетия, когда тысячи деревень оказались заброшены. В ходе экспедиции 1998 года нам удалось побывать в ряде деревень, которые раньше принадлежали Спасо-Каменному монастырю.

Другие разделы
Пресса о Новленском   Будущее села

В 2006 году исполняется 45 лет со дня основания Вологодской писательской организации.

Вологжане отметили памятную дату весьма своеобразно и вместе с тем символично для самого творческого направления вологодской литературной школы. Торжества прошли в одном из крупных сел области, в Новленском на берегу реки Большая Ельма, вместе с читателями, большинство которых ведет свою родословную из потомственных крестьян. Здесь не говорилось высоких слов о литературе и народе, здесь была сама литература и был сам народ.

К тому же село Новленское Вологодского района является одним из литературных гнезд Вологодской области.

 

В конце 2006 г. в с. Новленское был проведен семинар-тренинг под руководством профессора из Московского социологического центра С. Е. Гречишникова. В итоге работы в фокус-группах депутатов, активистов, специалистов бюджетных организаций, местных предпринимателей была выработана концепция развития села Новленское.
В начале работы участники семинара, разделившись по группам «Власть», «Жители», «Бизнес», определили, что каждая группа хочет от другой и что готова дать сама. Итог: все готовы участвовать и взаимодействовать, чтобы организовать благополучную жизнь в своем поселении.
Следующий шаг – анализ ситуации. В итоге выводы по группам оказались сходными и свелись к следующему:

Жизнь в селе   "Вологодский проект "

С. Новленское глазами местного жителя:
«Начну я, пожалуй, с центра нашего села. Через него проходит трасса «Вологда – Медвежегорск». Каждый день, особенно в выходные, по ней проезжает много туристов, отдыхающих, дачников… Много продуктов они закупают в наших магазинах. 

Жаль только, что сувениров нет, чтобы их можно было купить, подарить или оставить на память о наших краях.
На центральной улице расположены Дом культуры, сельская библиотека, администрация сельского поселения, на площадке между ними стоит памятник землякам, павшим во время Великой отечественной войны…»

«…Школа в селе средняя образовательная, в ней учатся 176 учеников (в 2006-2007 г.). Рядом со школой расположен детский сад.
Наше село находится на берегу Кубенского озера. Поэтому летом сюда часто приезжают из города желающие отдохнуть, многие дачники построили свои дома на берегу реки Большая Ельма, которая была судоходной, по ней сплавляли лес… Она и сейчас имеет для нас очень большое значение…»

 
"..Работали молодежные команды от души - сидели ночами, обсуждали, спорили, и никто не сдрейфил, не отказался от участия в конкурсе. Когда проекты были в основном готовы, консультанты-кураторы дали новое задание - вынести работы на суд жителей села. И вот студенты начали писать и разносить объявления, сели на телефоны. К семи часам вечера в школу начали подтягиваться новляне, уже заинтригованные "сарафанной почтой": ходят, мол, по селу какие-то студенты - москвичи, собираются учить деревню, как надо жить. Но когда группы на схемах и словах стали объяснять свои идеи, местные жители начали задавать вопросы, высказывать свои суждения. Первым делом, конечно, спрашивали, где разработчики проектов возьмут деньги, сомневались в том, что новленская молодежь, имеющая низкие доходы, будет активно пользоваться услугами интернет-клуба, предупреждали, что при плохой погоде может не состояться палаточный лагерь...
Когда были представлены все проекты, жителей села Новленское попросили проголосовать. И вот что получилось.
За интернет-кафе проголосовал один человек, за "Новленский экстрим" - 4, за "Аллею любви" - 7, за "Гладин дворЪ" - 9. ..."
   
 
 

Информация по теме:

Спасо-Каменный монастырь

Из истории Спасо-Каменного монастыря

Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
Наиболее значимые личности в истории монастыря
 

Навигация по разделу

История Кубеноозерья
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания
Архивные фотографии
История
Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань
Белозерский канал
Дом с мезонином
История княжества
Родословная князей
Баня из кирпича
Секрет технологии
Облик села
«Новленцы жили припеваючи»
Крестный ход
«В Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»
Старообрядчество на Руси
Поездки вологодского епархиального миссионера
О центре старообрядчества - Михайловская церковь
Из истории Спасо-Каменного монастыря
  Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря:
 
Происхождение монастыря
Легенда о появлении Каменного острова
Миф о явлении Спасителя на Каменном
Миф об иноцах-пустынножителях
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
О «банных» отмелях
Трагическая история о влюбленном монахе
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
  Наиболее значимые личности в истории монастыря:
 
Глеб Василькович
Дионисий Цареградский
Василий Темный
Сын Ивана III Василий Иоаннович
Петр Первый
Алексей Александрович, сын имп. Александра II
О тракте
Культ камней
Культ воды

Актуальные темы форума:

сайт о Новленском

Статьи по теме:
____________________________
История купца Гладина
Григорий Васильевич Гладин

Он родился в селе Новленское в 1799 году, а умер в 1865-м. Человек необычной судьбы, Григорий Васильевич Гладин прошел путь от крепостного крестьянина до крупного подрядчика. Среди его дел — строительство Белозерского и Северо-Двинского каналов, устройство Варшавской железной дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга; Волго-Донской железной дороги, постройка шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень; строительство в Петербурге Литейного и Сампсониевского мостов через Неву.
...Ему, вологодскому крестьянину, как человеку деловому и сметливому (но не умевшему читать) был выдан подряд на 4,6 млн рублей с обязательством закончить канал за 5 лет. Это какими же бешеными деньжищами ворочал неграмотный мужик! читать статью

____________________________
Дом с мезонином
Дом, построенный Гладиным

Этот дом, действительно, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Об истории его мы узнали от коренных жителей села В. В. Шагина и М. Н. Егоровой. Очень интересным оказался рассказ о старом доме.

В. В. Шагин услышал эту историю от своего деда. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. Первой жительницей этого дома была Елизавета Александровна Кустова. Дом держала в чистоте, много работала в саду. Считалась зажиточной, никому не отказывала в помощи, пускала на ночлег. читать статью
____________________________
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания

В начале 20 века встал вопрос об учреждении земской почты и о соединении почтовым трактом Вологды с Кирилловым.
Журнал Вологодского уездного Земского Собрания 1904 года по этому поводу напечатал следующее: «Относительно же второго сообщения о соединении г. Кириллова почтовым трактом Управа имеет честь доложить Собранию, что такое соединение весьма желательно в виду постоянных торговых сношений с Кирилловым, тем более, что на большей половине этого тракта уже производится перевозка почт, - причём по открытии тракта легко было бы открыть в деревне Нефёдове почтовое отделение на таких же основаниях, как и в Терпелке, и тогда уезд имел бы 7 пунктов для приёма и выдачи корреспонденции - именно: на Кирилловском тракте в Кубенском, Новленском, Нефёдове, на Петербургском тракте в Терпелке, Нестерове и Леонове и на ст. Сухоне, чем бы в достаточной степени служились потребностям уезда». читать статью

Загадки Новленского и его окрестностей

Как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И это действительно так! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: по каким причинам и куда он бесследно мог исчезнуть, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?

Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей, проходящих мимо них, одурманивающе - люди сбиваются с пути и теряются. Пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно необъяснимое чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны в том лесу, да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому опытные люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.

еще:

 
 

2007 www.novlenskoe.ru | Контакты: ikrapchatova@yandex.ru | Данный сайт разрабатывается в рамках проекта "Вологда-Курс на Инновации", проводимый правительством Вологодской области совместно с журналом "Эксперт"