Новленское княжество
Спасо-Каменный монастырь
Образ жизни новлян
Язычество
Старообрядчество
Старый тракт Вологда-Кириллов
Купец Гладин
Баня из кирпича
Архивные документы и статьи
   

Белозерский канал

Памятная стелла в честь сооружения канала

Белозерский канал -

Новгородской губернии, Белозерского уезда. Сооружен в 1846 г для обеспечения безопасности судоходства - во время штормов на Белом озере гибло много судов. Канал входит в состав Мариинской судоходной системы. Идет в обход Белоозера по всему южному и юго-западному берегам, соединяя устье реки Шексны с выходом реки Ковжи и из Белоозера. Его длина 63 версты; начинается в 7 верстах ниже посада Крохина. При устьях канала имеются шлюзы. Воду получает посредством реки Куносты из резервуара, в состав которого входят озера Ил, Лоское и Азатское. Вследствие сурового климата и спокойствия воды, Белозерский канал рано замерзает и поздно вскрывается; средний день замерзания 29 октября, вскрытия - 27 апреля.

Мариинская водная система
- важнейший из водных путей, соединяющих реку Волгу с С.-Петербургским портом. Основные части системы: река Шексна, Белоозеро, река Ковжа (Каспийского бассейна), искусственные соединения, река Вытегра, озеро Онежское, река Свирь, озеро Ладожское и река Нева (Балтийского бассейна).
Мариинская Водная система

И. Г. Щукина
СУДОХОДСТВО НА БЕЛОМ ОЗЕРЕ
ДО И ПОСЛЕ ПРОРЫТИЯ БЕЛОЗЕРСКОГО ОБВОДНОГО КАНАЛА

Белозерский обводной канал - незначительный участок знаменитого Мариинского водного пути. Его протяженность - 63 версты (66,8 км). Но эти 63 версты оказали заметное влияние не только на развитие Мариинской водной системы, но и всего Белозерского края.


Еще при Петре I, в 1710 году, Джоном Перри был проведен осмотр узлового участка будущей Мариинской водной системы - водораздельного волока между реками Вытегрой, впадающей в Онежское озеро, и Ковжей, впадающей в озеро Белое. Осуществление же замыслов Петра I началось лишь через сто лет. После проведения рекогносцировочных исследований Главный директор Водных коммуникаций Я. Е. Сивере составил доклад о необходимости строительства канала и всей системы. В 1808 году по каналу между реками Вытегрой и Ковжей прошло первое судно, а в июле 1810 года Мариинская водная система была торжественно открыта. Мариинской она была названа потому, что деньги на ее строительство отпускались по личному распоряжению супруги императора Павла I - императрицы Марии Федоровны (ежегодно выдавалось по 400 тысяч рублей в виде займа из сохранной казны Петербургского воспитательного дома) 1.
В состав нового водного пути входили: река Шексна от устья до истока, Белое озеро, река Ковжа с двумя шлюзами, шлюзованный канал между Ковжей и Вытегрой, река Вытегра с 19 шлюзами, Онежское озеро, река Свирь, обводные каналы Ладожского озера, река Нева. Мариинская система была уникальным и грандиозным гидросооружением того времени даже по мировым масштабам 2. По ней широким потоком пошли грузы с нижней и средней Волги к Петербургу.
Участок системы в районе истока Шексны с множеством отмелей и порогов был очень неудобен для судоходства. Там находилась знаменитая отмель "Брод", которая в случае шторма могла погубить любое судно. Плавание по Белому озеру было также небезопасным. Благоприятной погоды иногда приходилось ждать по несколько дней. Не каждое судно могло проходить по мелководному озеру и из-за осадки.
По сведениям представителя Белозерского городского общества, в 1832 году во время шторма на Белом озере погибло 62 судна, и белозерские купцы понесли убытки на 0,5 миллиона рублей3. Чтобы обезопасить движение по Белому озеру, был выдвинут ряд предложений. Купец Синебрюхов, например, предлагал строить искусственные гавани и плавучие острова4, которые давали бы возможность судам укрыться во время шторма. Купец Столбиков получил привилегию на десять лет - буксировать суда в неблагоприятную погоду через озеро от Крохино до Ковжи. Однако и этот способ успеха не имел 5.
Судоходство на Белом озере было сосредоточено в руках белозерских и крохинских жителей - владельцев знаменитых "белозерок" (лодок, приспособленных для плавания по капризному и порой бурному озеру). Число таких лодок колебалось от 300 до 4006. Ранней весной отправлялись "белозерки" в Рыбинск, где грузились, и шли через озеро Белое в Вытегру или чаще всего в Вознесение. Там груз перегружался на более легкие и дешевые суда и шел к С.-Петербургу. Лодки же возвращались в Крохино, где брали следующую партию груза с судов, пришедших с низовий Волги и не приспособленных для плавания по Белому озеру7. Строились лодки-белозерки из соснового, елового, осинового леса8. По конструкции они были очень прочны и устойчивы, имели киль, вмещали большое количество груза. Длина судна достигала 21 фута (6,4 м), высота бортов - 7 футов (2,13 м), осадка с грузом составляла 1 фут (ок. 0,3 м) 9. Стоимость каждой лодки составляла до 1,5 тысячи рублей 10. Центры изготовления таких лодок располагались в бассейне Белого озера, по рекам Вологде, Сухоне и ее притокам. Помимо Мариинской системы, лодки-белозерки использовались для перевозки грузов и по Северной Двине 11.
Крохинские и белозерские судопромышленники (Капорулины, Балдины, Поздынины и др.) владели не только подобными лодками, но и более мелкими судами, которые перевозили грузы от Вознесения до С.-Петербурга. Будучи монополистами, они быстро богатели и становились владельцами крупных капиталов. Местные мещане (горожане) ходили в лоцманах и шкиперах ("шкипарях", как говорили тогда в Белозерске), зарабатывая при этом за навигацию соответственно около 300 и 100-150 рублей ассигнациями. Должности эти были очень престижными. Лоцман считался первым человеком на судне, ему подчинялась вся команда. Шкипер представлял хозяина, практически являлся его поверенным. Обычно они служили по несколько лет на одном судне, редко меняя хозяина. Многие жители посада Крохино и города Белозерска занимались перегрузкой товара, мелкой торговлей, постройкой судов, выделкой оснастки и кованых припасов, использовавшихся при строительстве судов. Судостроительный промысел и проводка судов приносили хорошие доходы населению, способствовали экономическому развитию Белозерска и посада Крохино. Особенно оживали эти населенные пункты в период навигации (навигация на реке Шексне и озере Белом продолжалась 170-180 дней) 12.
Конструктивные недостатки Мариинской водной системы были частично устранены после прорытия Белозерского обводного канала, расчистки порожистых мест и введения туерного пароходства на реке Шексне. О необходимости строительства обводного канала указывалось еще в отчете комиссии Департамента водных сообщений, которая, обследовав в 1811-1812 годах состояние Мариинской водной системы, сделала заключение: "...должно устроить каналы для обхода Онежского и Белого озер, без шлюзов, копая их только 6 футов (1,8 м) ниже горизонта озерных вод. Проекты сих каналов уже сделаны и опробованы"13. Однако сооружение Белозерского обводного канала по неизвестным причинам было задержано.
Белозерское купечество в начале XIX века обратилось к императору с прошением, указывая на трудности судоходства на Белом озере, и Александр I пообещал через графа Румянцева, "что для процветания торговли охотно окажет городу всякую помощь, какую только позволят обстоятельства". Надеясь на государственную поддержку, Белозерское городское общество в 1815 году приняло решение о прорытии обводного канала, издержки на строительство которого предполагалось покрыть пошлиной, налагаемой на проходящие барки. Разрешение на строительство последовало 22 марта 1818 года. В следующем году начальник II Округа внутренних сообщений Г. М. Саблуков представил полный проект постройки канала. Тогда же была создана Комиссия Белозерского канала, под наблюдением которой начались работы по его сооружению. Канал должен был начинаться на границе Кирилловского и Белозерского уездов, на реке Шексне, огибать западный и южный берега Белого озера и оканчиваться на реке Ковже. Для этих целей была прорублена двойная просека через лес, сделан кювет для отвода воды, но работы были прерваны 14.
В 1830-е годы белозерское купечество вновь ходатайствовало о прорытии канала. Был предложен и новый проект - канал только в восемь верст длиной (ок. 8,5 км), который бы обходил самые трудные места Шексны при ее истоке. За пример брался Мариинский канал. Работы рассчитывали осуществить в три года, стоимость по смете определялась в 1 145 196 рублей ассигнациями. Начались долгие споры и переписка между заведующим работами и местной администрацией. Споры велись в основном по трем проблемам: где устроить начало канала; проводить ли его через Белозерск или вести мимо; строить со шлюзами или без них. В конце концов предпочтение было отдано первоначальному проекту. Белозерское городское общество для постройки канала получило от казны ссуду в сумме 4,5 миллиона рублей ассигнациями под 4 процента годовых 15. В Белозерске была создана строительная комиссия из трех человек (представители от Главного управления путей сообщения, губернского правления и городского общества). Пошлину, которой предполагалось обложить суда, проходящие по каналу, решили направлять на его ремонт и содержание. (За 30 лет эксплуатации канала Белозерск получил чистой прибыли 84 тысячи рублей 16).
К строительству канала приступили в 1843 году. Его протяженность получилась в 63 1/4 версты , ширина по дну - 8 саженей (17,04 м), глубина - 1 сажень (2,13 м)18. Питание канала водой производилось из рек и озера. При впадении рек, подпитывающих канал, устраивались водоспуски. Для укрепления берегов местами, в том числе и в городе Белозерске, использовали фашины (связки прутьев). Воды канала были подняты выше уровня реки Шексны на 13 футов (3,96 м), реки Ковжи - на 6 футов (1,83 м). На Шексне построили 2 шлюза: "Безопасность" и "Удобство", на Ковже - шлюз "Польза" 19. Пропускная способность канала планировалась до 60 000 судов за навигацию20.
Казалось бы, постройка канала должна была благотворно отразиться на экономической ситуации в крае, поскольку судоходство стало более безопасным и грузопоток увеличился. Но этим, к сожалению, не смогли воспользоваться жители Белозерска и окрестных населенных пунктов. Строительство судов практически прекратилось. Плавание по каналу стало доступным для менее прочных судов, чем знаменитые "белозерки". Их сменили "унжаки" - длинные деревянные лодки (40-50 метров длиной) барочной конструкции и большой грузоподъемности (100-150 тонн)21. Довольно быстро "унжаки" стали самым распространенным типом судна на всей Мариинской системе. Строили их главным образом на реке Кеме22. Служило судно 1-2 рейса. В конце навигации его продавали на дрова в С.-Петербурге, на вырученные деньги судоводители покупали сани и возвращались домой по санному пути . Позднее "унжаки" заменили барками 24. В связи с тем, что канал начинался в местечке Чайка25, расположенном на 9 верст (9,54 км) ниже Крохино, торговый капитал крохинцев остался не у дел, они потеряли намного больше, чем выиграли от прорытия канала. По сегодняшний день среди местных жителей бытует легенда о том, что якобы землемеры, размечавшие трассу Белозерского обводного канала, попросили у прижимистых крохинских мужиков взятку, а те отказали. В результате землемеры наметили трассу канала от Чайки, оставив Крохино и Каргулино в стороне.
Прорытие канала, изменение уклада жизни нашли отражение и в песне, которую в 1909 году записали братья Соколовы. В песне называется фамилия знаменитого подрядчика Гладина.


Ее Гладин копал,
А граф Клей[н]михель помогал,
Белозерская канава
Парусам прежним убава.
Мы не думали того,
Что опустеет Крохино
Да и Каргулино село26.


Некоторые белозерские предприниматели оказались более дальновидными. Отказавшись от лодок-белозерок, они приобрели пароходы. Песни называют и фамилии белозерских купцов-судопромышленников, которые после постройки Белозерского обводного канала покупали пароходы:


Белозерские купцы
Оне по-прежнему удальцы.
Капаруля да Балдин
Взяли промысел один,
Не посмотрели на расходы
Да закатили пароходы.
Пароходы на парах,
Пассажиры в нумерах27.


Между купцами-предпринимателями развернулась жестокая конкурентная борьба, также нашедшая отражение в незамысловатой народной поэзии:


Пассажиры все путина
За десяточек поутина [полтина]
Капоруля Балдина
Довел до костыля,
А Балдин-то Капорулю
Доведет до коробули28.


Основное же население Белозерска от канала не выиграло, а, наоборот, проиграло. Лоцманские и шкиперские услуги больше не требовались, отпала надобность в проводке судов через опасные пороги и бурное Белое озеро.
Белозерск стал центром сбора рабочего люда из белозерского и других уездов Новгородской губернии, а также и других регионов России. Рабочие, нанявшиеся для тяги судов, сами избирали себе "ватамана" и заключали договор с судопромышленником или купцом. Конечный расчет проходил по окончании навигации тоже в Белозерске 29. А так как белозерские предприниматели открыли в городе множество винных лавочек и питейных заведений, то большая часть заработанных денег переходила в их руки.
Прорытие канала, отказ от использования специальных судов привели к устранению местной монополии. Белозерские и крохинские судовладельцы не выдержали конкуренции. Былые капиталы их быстро растаяли.
С постройкой канала резко выросла интенсивность судоходства на системе, соответственно вырос и товарооборот. К 1870 году на Мариинку приходилось около 70 процентов всех водных перевозок Европейской части России 30.
Строительство канала и его эксплуатация повлияли на состояние окружающей среды. Для ремонта дорог, бечевников, строительства унжаков и барж требовалось много леса, который чаще всего вырубался поблизости. Берега рек с южной стороны Белого озера практически были оголены. После сооружения канала в устьях рек значительно поднялся уровень воды, что вызвало подтопление окружающей территории. Обрабатываемые земли превратились в болото. Отрицательно сказалось строительство канала и на запасах рыбы в Белом озере.
Выстроенный канал не был идеален и в техническом отношении. Вход в канал со стороны реки Шексны был неудобен: шлюзы были очень узкими. Недостаточно укрепленные берега быстро размывались течением впадающих рек. Очень скоро потребовалась реконструкция. Такой вывод сделала комиссия С.-Петербургского отделения Императорского общества содействия русскому торговому мореходству. В конце XIX - начале XX века часть работ по реконструкции Мариинской системы была проведена 31.
Таким образом, в истории Белозерья появление обводного канала оценивается неоднозначно. Это событие во многом изменило привычный уклад жизни. Местные купцы и мещане вынуждены были искать выход из сложной ситуации, в которой они оказались.


ПРИМЕЧАНИЯ
1. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей / Под ред. В. П. С е м е н о в а. Т. III. Озерная область. СПб., 1900. С. 212, 213.
2. Гycaкoв Б. Л., Дружинин Г. В. Белое озеро. Л., 1983. С.43-44.
З. Пpoкoфьeв М. Наше судоходство. Вып. 4. СПб., 1872. С. 210.
4. Там же. С. 212.
5.Там же. С. 211.
6. Прокофьев М. Наше судоходство. Вып. 1-3. СПб., 1870. С. 103.
7. Там же. С. 104.
8. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон. Т. 5. СПб., 1891. С. 219.
9. Статистический временник Российской империи. Вып. 2. СПб., 1870; Материалы для статистики речного судоходства в Европейской России. Ч. 1. СПб., 1872. С. 179.
10. Прокофьев М. Наше судоходство. Вып. 1-З... С. 95. 11. Там же. С. 187.
12. Там же. С. 158-159.
13. Гусаков Б. Л., Дружинин Г. В. Указ. соч. С. 45.
14. Прокофьев М. Наше судоходство. Вып. 4... С. 212-213.
15. Там же. С. 214.
16. Там же. С. 216.
17. Статистический временник... С. 136-137.
18.. Герасимов Н.В. Мариинская система после ее переустройства. СПб., 1898 С. 4.
19. Пути и способы перевозки грузов с низовых пристаней Волги к Санкт-Петербургу / Сост. И.Ф.Барковский. СПб., 1868. С. 17.
20. Справочная книжка по ведомству путей сообщения и о путях сообщения водных, железных и шоссейных / Сост. Никольский Ф. СПб., Т884. С. 42.
21. Гусаков Б. Л., Дружинин Г. В. Указ. соч. С. 96.
22. Материалы экспедиции Белозерского историко-художественного музея. Май 1988 г.
23. Пути и способы перевозки грузов... С. 22.
24. Герасимов Н.В. Мариинская система... С. 96.
25. Пути и способы перевозки грузов... С. 16.
26. Сказки и песни Белозерского края записали Борис и Юрий Соколовы. М., 1915. С. 317-318.
27. Там же. С. 321.
28. Там же.
29. Прокофьев М. Наше судоходство. Вып. 1-3... С. 108-109.
30. Гусаков Б. Л., Дружинин Г. В. Указ. соч. С. 47.
31. Г е р а с и м о в Н. В. Мариинская система... С. 19-29.

Другие разделы
Пресса о Новленском   Будущее села

В 2006 году исполняется 45 лет со дня основания Вологодской писательской организации.

Вологжане отметили памятную дату весьма своеобразно и вместе с тем символично для самого творческого направления вологодской литературной школы. Торжества прошли в одном из крупных сел области, в Новленском на берегу реки Большая Ельма, вместе с читателями, большинство которых ведет свою родословную из потомственных крестьян. Здесь не говорилось высоких слов о литературе и народе, здесь была сама литература и был сам народ.

К тому же село Новленское Вологодского района является одним из литературных гнезд Вологодской области.

 

В конце 2006 г. в с. Новленское был проведен семинар-тренинг под руководством профессора из Московского социологического центра С. Е. Гречишникова. В итоге работы в фокус-группах депутатов, активистов, специалистов бюджетных организаций, местных предпринимателей была выработана концепция развития села Новленское.
В начале работы участники семинара, разделившись по группам «Власть», «Жители», «Бизнес», определили, что каждая группа хочет от другой и что готова дать сама. Итог: все готовы участвовать и взаимодействовать, чтобы организовать благополучную жизнь в своем поселении.
Следующий шаг – анализ ситуации. В итоге выводы по группам оказались сходными и свелись к следующему:

Жизнь в селе   "Вологодский проект "

С. Новленское глазами местного жителя:
«Начну я, пожалуй, с центра нашего села. Через него проходит трасса «Вологда – Медвежегорск». Каждый день, особенно в выходные, по ней проезжает много туристов, отдыхающих, дачников… Много продуктов они закупают в наших магазинах. 

Жаль только, что сувениров нет, чтобы их можно было купить, подарить или оставить на память о наших краях.
На центральной улице расположены Дом культуры, сельская библиотека, администрация сельского поселения, на площадке между ними стоит памятник землякам, павшим во время Великой отечественной войны…»

«…Школа в селе средняя образовательная, в ней учатся 176 учеников (в 2006-2007 г.). Рядом со школой расположен детский сад.
Наше село находится на берегу Кубенского озера. Поэтому летом сюда часто приезжают из города желающие отдохнуть, многие дачники построили свои дома на берегу реки Большая Ельма, которая была судоходной, по ней сплавляли лес… Она и сейчас имеет для нас очень большое значение…»

 
"..Работали молодежные команды от души - сидели ночами, обсуждали, спорили, и никто не сдрейфил, не отказался от участия в конкурсе. Когда проекты были в основном готовы, консультанты-кураторы дали новое задание - вынести работы на суд жителей села. И вот студенты начали писать и разносить объявления, сели на телефоны. К семи часам вечера в школу начали подтягиваться новляне, уже заинтригованные "сарафанной почтой": ходят, мол, по селу какие-то студенты - москвичи, собираются учить деревню, как надо жить. Но когда группы на схемах и словах стали объяснять свои идеи, местные жители начали задавать вопросы, высказывать свои суждения. Первым делом, конечно, спрашивали, где разработчики проектов возьмут деньги, сомневались в том, что новленская молодежь, имеющая низкие доходы, будет активно пользоваться услугами интернет-клуба, предупреждали, что при плохой погоде может не состояться палаточный лагерь...
Когда были представлены все проекты, жителей села Новленское попросили проголосовать. И вот что получилось.
За интернет-кафе проголосовал один человек, за "Новленский экстрим" - 4, за "Аллею любви" - 7, за "Гладин дворЪ" - 9. ..."
   
 
 

нажмите для увеличения изображения

Информация по теме:

История купца Гладина

Легенда о Гладине

Белозерский канал

Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань

Дом с мезонином

Знаменитые новленцы

Насколько актуален для новлян образ Гладина сегодня?

Обсуждение личности Гладина на форуме
 

Навигация по разделу

История Кубеноозерья
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания
Архивные фотографии
История
Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань
Белозерский канал
Дом с мезонином
История княжества
Родословная князей
Баня из кирпича
Секрет технологии
Облик села
«Новленцы жили припеваючи»
Крестный ход
«В Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»
Старообрядчество на Руси
Поездки вологодского епархиального миссионера
О центре старообрядчества - Михайловская церковь
Из истории Спасо-Каменного монастыря
  Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря:
 
Происхождение монастыря
Легенда о появлении Каменного острова
Миф о явлении Спасителя на Каменном
Миф об иноцах-пустынножителях
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
О «банных» отмелях
Трагическая история о влюбленном монахе
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
  Наиболее значимые личности в истории монастыря:
 
Глеб Василькович
Дионисий Цареградский
Василий Темный
Сын Ивана III Василий Иоаннович
Петр Первый
Алексей Александрович, сын имп. Александра II
О тракте
Культ камней
Культ воды

Актуальные темы форума:

сайт о Новленском

Статьи по теме:
____________________________
История купца Гладина
Григорий Васильевич Гладин

Он родился в селе Новленское в 1799 году, а умер в 1865-м. Человек необычной судьбы, Григорий Васильевич Гладин прошел путь от крепостного крестьянина до крупного подрядчика. Среди его дел — строительство Белозерского и Северо-Двинского каналов, устройство Варшавской железной дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга; Волго-Донской железной дороги, постройка шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень; строительство в Петербурге Литейного и Сампсониевского мостов через Неву.
...Ему, вологодскому крестьянину, как человеку деловому и сметливому (но не умевшему читать) был выдан подряд на 4,6 млн рублей с обязательством закончить канал за 5 лет. Это какими же бешеными деньжищами ворочал неграмотный мужик! читать статью

____________________________
Дом с мезонином
Дом, построенный Гладиным

Этот дом, действительно, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Об истории его мы узнали от коренных жителей села В. В. Шагина и М. Н. Егоровой. Очень интересным оказался рассказ о старом доме.

В. В. Шагин услышал эту историю от своего деда. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. Первой жительницей этого дома была Елизавета Александровна Кустова. Дом держала в чистоте, много работала в саду. Считалась зажиточной, никому не отказывала в помощи, пускала на ночлег. читать статью
____________________________
Варшавская железная дорога

15 февраля 1851 года император Николай I подписал высочайший указ о производстве изысканий для постройки на средства из казны Петербург-Варшавской железной дороги. Ее строительство началось в мае 1852 года сразу с двух сторон. ... Общее техническое руководство строительством линии взял на себя Корпус инженеров путей сообщения. И хотя магистраль создавалась на казенный счет, все работы были отданы на откуп подрядчикам. Одним из таких подрядчиков был Григорий Гладин, награжденный в 1846 году золотой медалью на Анненской ленте за строительство Белозерского канала. В 1852 году, с начала строительства дороги на Варшаву, граф Клейнмихель предложил Гладину взять подряд на 20 миллионов рублей. На них предстояло проложить 500-верстный участок дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга. читать статью

Загадки Новленского и его окрестностей

Как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И это действительно так! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: по каким причинам и куда он бесследно мог исчезнуть, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?

Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей, проходящих мимо них, одурманивающе - люди сбиваются с пути и теряются. Пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно необъяснимое чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны в том лесу, да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому опытные люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.

еще:

 
 

2007 www.novlenskoe.ru | Контакты: ikrapchatova@yandex.ru | Данный сайт разрабатывается в рамках проекта "Вологда-Курс на Инновации", проводимый правительством Вологодской области совместно с журналом "Эксперт"