Новленское княжество
Спасо-Каменный монастырь
Образ жизни новлян
Язычество
Старообрядчество
Старый тракт Вологда-Кириллов
Купец Гладин
Баня из кирпича
Архивные документы и статьи
   

Путь к Варшаве

15 февраля 1851 года император Николай I подписал высочайший указ о производстве изысканий для постройки на средства из казны Петербург-Варшавской железной дороги. Ее строительство началось в мае 1852 года сразу с двух сторон.
А возглавил его генерал-майор Эдуард Герстфельд.
Он начал службу в 16 лет кондуктором в одной инженерной компании. Затем по окончании Николаевского инженерного училища занимал ряд должностей в Западном инженерном округе. В 1841 году был командирован в Германию и Бельгию для изучения железных дорог.
С 21 ноября 1852 года помощником Э.Герстфельда стал генерал С.Кербедз, строитель Благовещенского (Николаевского) моста через реку Неву, торжественно освященного 21 ноября 1850 года в присутствии государя и открытого для публики.

По проекту Кербедза в 1853 году было начато строительство первого в стране металлического железнодорожного моста через реку Лугу, которое завершилось в 1857 году. По тому времени мост представлял собой самую совершенную конструкцию в Европе. К сожалению, он был разрушен во время боевых действий в 1941 году.
Общее техническое руководство строительством линии взял на себя Корпус инженеров путей сообщения. И хотя магистраль создавалась на казенный счет, все работы были отданы на откуп подрядчикам. Одним из таких подрядчиков был Григорий Гладин, награжденный в 1846 году золотой медалью на Анненской ленте за строительство Белозерского канала. В 1852 году, с начала строительства дороги на Варшаву, граф Клейнмихель предложил Гладину взять подряд на 20 миллионов рублей. На них предстояло проложить 500-верстный участок дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга.
Отдельные участки строились одновременно и сравнительно быстро, включая вокзалы, вагонные и локомотивные депо, жилые дома для рабочих и служащих, подсобные помещения и мастерские.
Первое здание Варшавского вокзала в столице напоминало обычный жилой дом, и только наличие пяти дверных проемов в центре главного фасада служило свидетельством тому, что здание предназначалось для пропуска большого количества людей. Помимо лестницы в центре здания были устроены боковые пандусы для въезда экипажей, а с обеих сторон – кирпичные заборы с большим количеством украшений и воротными проездами.
Протяженность дороги составляла 1280 километров, земляное полотно и искусственные сооружения готовили под два пути, но укладывали один.
Пока суд да дело, в сентябре 1853 года началось сооружение электрического телеграфа от Адмиралтейской площади к железнодорожным станциям. А 31 октября открылось ежедневное движение по новой линии – от Петербурга до Гатчины. Его начали два поезда со средней скоростью 60 километров в час. Однако из-за недостаточных ассигнований работы замедлились, а с началом Крымской кампании приостановились.
Но вот 28 января 1857 года Александр II подписал указ о создании сети железных дорог. После переговоров с иностранными предпринимателями была заключена концессия на сооружение почти 2000 километров железных дорог, и среди них – линии Санкт-Петербург – Варшава – прусская граница. В состав правления образованного для этой цели Главного Общества Российских железных дорог (ГОРЖД) кроме петербургского банкира Л.Штиглица вошли банкиры Англии, Франции, Германии и других государств Европы.
Российские промышленники были готовы обеспечить постройку всем необходимым. В 1853 году заводу герцога Лейхтенбергского в Санкт-Петербурге, уже строившему локомотивы для Царскосельской дороги, было заказано 100 паровозов по цене 11000 рублей за каждый. Завод построил 17 паровозов, но с передачей дороги обществу ГОРЖД прекратил их выпуск. Общество, чтобы избавиться от контракта на паровозы, купило завод и обратило его в сборочную железнодорожных принадлежностей, выписанных из-за границы, и выправки старых рельсов. А позднее и это производство было прекращено. Пустующий завод обратили в склад сухопутной таможни.
К моменту передачи Петербурго-Варшавской дороги ГОРЖД было закончено с земляным полотном и мостами от Гатчины до Луги, выполнен большой объем работ на участках Луга – Псков и Белосток – Варшава, начаты работы между Псковом и Динабургом. К началу августа 1857 года участок от Луги до Пскова был приведен в готовность такой степени, что и здесь предполагалось уже в ноябре начать движение, хотя бы перевозить все необходимое для дальнейшего сооружения линии.
На 27 декабря 1857 года у подрядчика Гладина на земляных работах между Лугой и Островом состояло 1360 рабочих. Многие из них были наняты у помещиков. По окончании работ на урочище Пикалево распоряжением подрядчика рабочих переводили на урочище Прудки, что удаляло их на 20 верст от места жительства. Узнав об этом, 80 человек собрались в местной конторе и заявили, что оставляют работы, чтобы возвратиться в дома свои, и просили принять инструмент. Когда же им было отказано в этом, побросав инструмент, рабочие ушли.
И вот 9 января 1858 года шеф жандармов В.Долгоруков дал распоряжение полковнику Житкову оказать флигель-адъютанту Бобринскому помощь в возвращении бежавших. Но, прежде чем команда Житкова прибыла в Остров, а затем в Невельский уезд, после сделанного графом Бобринским должного внушения и телесного наказания все бежавшие были возвращены на место работ.
Наказание провинившихся крестьян произвело самое благоприятное впечатление на помещиков. Крестьяне же имели возможность убедиться в строгом преследовании всякого неповиновения.
Ежегодно вступали в строй отдельные участки дороги. 19 июля 1858 года в Псков прибыл первый поезд, в котором ехали члены Совета ГОРЖД. Поезд состоял из паровоза, платформы и 3 вагонов 1-го, 2-го, 3-го классов.
С открытием движения от Ландварово до Варшавы 15 декабря 1862 года строительство железной дороги в Европу было завершено. Специалисты того времени единодушно отметили: «Постройка железных дорог требует значительных издержек. Наем рабочих для этих работ составляет большую долю общих расходов и притом вредно отражается на обыкновенном ходе земледельческой деятельности, отвлекая от нее большую часть рабочих рук, что в особенности важно в тех местах, где рук мало. Обстоятельства подняли вопрос о выгоде употребления войск для постройки железных дорог».
Однако стремление к снижению стоимости строительства за счет использования труда военнослужащих регулярных частей плохо сочеталось с поддержанием необходимого уровня боевой готовности войск и организации эффективного процесса боевой подготовки. Выход был найден в создании особых военно-рабочих формирований. Одно из первых таких формирований (военно-рабочая бригада) было образовано для строительства Петербург-Варшавской дороги в 1858 году. Его численность достигала 3500 человек.
В 1890 году правительство перешло к политике концентрации железных дорог в руках казны. Начались изъятия в ее пользу важных в государственном отношении частных рельсовых путей. 14 ноября 1893 года был утвержден «Журнал соединенного присутствия о выкупе дорог» Главного общества Петербург-Варшавской и Московско-Нижегородской. Обе дороги вернулись под «государеву руку». Вскоре к ним присоединилась и Николаевская.
Еще в 1855 году началось переустройство здания Варшавского вокзала, так как оно перестало удовлетворять возросшие требования эксплуатации. В 1858 году главный архитектор общества П.Сальманович представил проект, предусматривающий, помимо возведения нового пассажирского дома (вокзала), строительство депо на 14 паровозов и двух каменных домов для служащих общества. Основные строительные работы были завершены к декабрю 1860 года.
А в 1923-м были предприняты первые попытки снести Варшавский вокзал. В связи с изменением геополитической ситуации он потерял свое международное значение. Но прошло еще 80 лет, прежде чем Варшавский вокзал постигла судьба римского Колизея.
Рядом с его развалинами на отремонтированных путях парка приема поездов расположился сейчас уникальный Музей железнодорожной техники Октябрьской железной дороги. Появится там торгово-развлекательный центр или нет, но вокзала там больше не будет.

Другие разделы
Пресса о Новленском   Будущее села

В 2006 году исполняется 45 лет со дня основания Вологодской писательской организации.

Вологжане отметили памятную дату весьма своеобразно и вместе с тем символично для самого творческого направления вологодской литературной школы. Торжества прошли в одном из крупных сел области, в Новленском на берегу реки Большая Ельма, вместе с читателями, большинство которых ведет свою родословную из потомственных крестьян. Здесь не говорилось высоких слов о литературе и народе, здесь была сама литература и был сам народ.

К тому же село Новленское Вологодского района является одним из литературных гнезд Вологодской области.

 

В конце 2006 г. в с. Новленское был проведен семинар-тренинг под руководством профессора из Московского социологического центра С. Е. Гречишникова. В итоге работы в фокус-группах депутатов, активистов, специалистов бюджетных организаций, местных предпринимателей была выработана концепция развития села Новленское.
В начале работы участники семинара, разделившись по группам «Власть», «Жители», «Бизнес», определили, что каждая группа хочет от другой и что готова дать сама. Итог: все готовы участвовать и взаимодействовать, чтобы организовать благополучную жизнь в своем поселении.
Следующий шаг – анализ ситуации. В итоге выводы по группам оказались сходными и свелись к следующему:

Жизнь в селе   "Вологодский проект "

С. Новленское глазами местного жителя:
«Начну я, пожалуй, с центра нашего села. Через него проходит трасса «Вологда – Медвежегорск». Каждый день, особенно в выходные, по ней проезжает много туристов, отдыхающих, дачников… Много продуктов они закупают в наших магазинах. 

Жаль только, что сувениров нет, чтобы их можно было купить, подарить или оставить на память о наших краях.
На центральной улице расположены Дом культуры, сельская библиотека, администрация сельского поселения, на площадке между ними стоит памятник землякам, павшим во время Великой отечественной войны…»

«…Школа в селе средняя образовательная, в ней учатся 176 учеников (в 2006-2007 г.). Рядом со школой расположен детский сад.
Наше село находится на берегу Кубенского озера. Поэтому летом сюда часто приезжают из города желающие отдохнуть, многие дачники построили свои дома на берегу реки Большая Ельма, которая была судоходной, по ней сплавляли лес… Она и сейчас имеет для нас очень большое значение…»

 
"..Работали молодежные команды от души - сидели ночами, обсуждали, спорили, и никто не сдрейфил, не отказался от участия в конкурсе. Когда проекты были в основном готовы, консультанты-кураторы дали новое задание - вынести работы на суд жителей села. И вот студенты начали писать и разносить объявления, сели на телефоны. К семи часам вечера в школу начали подтягиваться новляне, уже заинтригованные "сарафанной почтой": ходят, мол, по селу какие-то студенты - москвичи, собираются учить деревню, как надо жить. Но когда группы на схемах и словах стали объяснять свои идеи, местные жители начали задавать вопросы, высказывать свои суждения. Первым делом, конечно, спрашивали, где разработчики проектов возьмут деньги, сомневались в том, что новленская молодежь, имеющая низкие доходы, будет активно пользоваться услугами интернет-клуба, предупреждали, что при плохой погоде может не состояться палаточный лагерь...
Когда были представлены все проекты, жителей села Новленское попросили проголосовать. И вот что получилось.
За интернет-кафе проголосовал один человек, за "Новленский экстрим" - 4, за "Аллею любви" - 7, за "Гладин дворЪ" - 9. ..."
   
 
 

нажмите для увеличения изображения

Информация по теме:

История купца Гладина

Легенда о Гладине

Белозерский канал

Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань

Дом с мезонином

Знаменитые новленцы

Насколько актуален для новлян образ Гладина сегодня?

Обсуждение личности Гладина на форуме
 

Навигация по разделу

История Кубеноозерья
Журнал Вологодского Уездного Земского Собрания
Архивные фотографии
История
Петербург-Варшавская железная дорога
Галерная гавань
Белозерский канал
Дом с мезонином
История княжества
Родословная князей
Баня из кирпича
Секрет технологии
Облик села
«Новленцы жили припеваючи»
Крестный ход
«В Кубенском не ешь, в Новленском не ночуй»
Старообрядчество на Руси
Поездки вологодского епархиального миссионера
О центре старообрядчества - Михайловская церковь
Из истории Спасо-Каменного монастыря
  Легенды и мифы Спасо-Каменного монастыря:
 
Происхождение монастыря
Легенда о появлении Каменного острова
Миф о явлении Спасителя на Каменном
Миф об иноцах-пустынножителях
О ледоходе и принесенном камне-гиганте
О «банных» отмелях
Трагическая история о влюбленном монахе
Роль монастыря в жизни Древней Руси
О значении Кубенского озера
Об образе Преображения
О вкладах в монастырь
  Наиболее значимые личности в истории монастыря:
 
Глеб Василькович
Дионисий Цареградский
Василий Темный
Сын Ивана III Василий Иоаннович
Петр Первый
Алексей Александрович, сын имп. Александра II
О тракте
Культ камней
Культ воды

Актуальные темы форума:

сайт о Новленском

Статьи по теме:
____________________________
История купца Гладина
Григорий Васильевич Гладин

Он родился в селе Новленское в 1799 году, а умер в 1865-м. Человек необычной судьбы, Григорий Васильевич Гладин прошел путь от крепостного крестьянина до крупного подрядчика. Среди его дел — строительство Белозерского и Северо-Двинского каналов, устройство Варшавской железной дороги от Санкт-Петербурга до Динабурга; Волго-Донской железной дороги, постройка шоссе из Красного Села в Гатчину, Ропшу и Кипень; строительство в Петербурге Литейного и Сампсониевского мостов через Неву.
...Ему, вологодскому крестьянину, как человеку деловому и сметливому (но не умевшему читать) был выдан подряд на 4,6 млн рублей с обязательством закончить канал за 5 лет. Это какими же бешеными деньжищами ворочал неграмотный мужик! читать статью

____________________________
Дом с мезонином
Дом, построенный Гладиным

Этот дом, действительно, самый старый из всех существующих в селе Новленское. Об истории его мы узнали от коренных жителей села В. В. Шагина и М. Н. Егоровой. Очень интересным оказался рассказ о старом доме.

В. В. Шагин услышал эту историю от своего деда. Дом был построен в 50-е годы 19 века, а возможно, и в начале 19 века. Первой жительницей этого дома была Елизавета Александровна Кустова. Дом держала в чистоте, много работала в саду. Считалась зажиточной, никому не отказывала в помощи, пускала на ночлег. читать статью
____________________________
Белозерский канал
Сооружен в 1846 г для обеспечения безопасности судоходства...

"...Прорытие канала, изменение уклада жизни нашли отражение и в песне, которую в 1909 году записали братья Соколовы. В песне называется фамилия знаменитого подрядчика Гладина.

Ее Гладин копал,
А граф Клей[н]михель помогал,
Белозерская канава
Парусам прежним убава.
Мы не думали того,
Что опустеет Крохино
Да и Каргулино село.

Некоторые белозерские предприниматели оказались более дальновидными. Отказавшись от лодок-белозерок, они приобрели пароходы. Песни называют и фамилии белозерских купцов-судопромышленников, которые после постройки Белозерского обводного канала покупали пароходы:.." читать статью

Загадки Новленского и его окрестностей

Как утверждают прадеды некоторых местных ребят, в 20-30-х гг. в Новленском перед школой стоял бюст Александру III. И это действительно так! Однако сразу же возникает как минимум два вопроса: по каким причинам и куда он бесследно мог исчезнуть, и вообще, почему в Новленском был установлен бюст именно Александру III?

Неподалеку от с. Новленское в лесу близ с. Телячье существует таинственное место: рядом с болотом в лесу растут три величественные сосны, ансамбль которых воздействует на людей, проходящих мимо них, одурманивающе - люди сбиваются с пути и теряются. Пытаясь найти выход из леса, они начинают ощущать совершенно необъяснимое чувство страха. Местные собиратели ягод и грибов сетуют, что «хороши поляны в том лесу, да больно зловещ шепот ветра у болота в трех соснах». Поэтому опытные люди, хотя и знают верный путь к дороге, но посещают эти изобилующие поляны лишь в периоды, когда ягод или грибов в лесу практически нет.

еще:

 
 

2007 www.novlenskoe.ru | Контакты: ikrapchatova@yandex.ru | Данный сайт разрабатывается в рамках проекта "Вологда-Курс на Инновации", проводимый правительством Вологодской области совместно с журналом "Эксперт"